Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты - |
13 Herthavon Deschend and Giorgio de Santil1ana, Hamlet's Mill, Nonpareil Books, 1992, стр. 67.
14 E.A. Wallis-Budge, The Gods of the Egyptians, Dover, 1969, том 11, стр. 289-312. См. также Otto Neugebauer, The Exact Sciences in Antiquity, Dover Publications, New York, 1969- Также Otto Neugebauer, "The History of Ancient Astronomy", Journal of Near Eastern Studies, том IV, 1945, 24.
15 Pгос1us, Commentaries on the Timaeus of Plato, том I, 40B.
16 Strabo, Geography, том XVII, I, 29.
17 Dіоdоrus, Bibliotheca Historic, том 1, 98.
18 Iambі1ісus, Life of Pythagoras, 12.
19 Там же, 4, 19
20 См. Proclues, цит. произведение, том IV. См. также Sc hwa l l e r de Lu b i c e s z , Sacred Science, Inner Traditions, New York, 1982, стр. 286. По мнению Герты фон Дехенд (Hamlet's Mill, цит. произведение, стр. 143): "Есть все основания предполагать, что он (Гиппарх) действительно повторно открыл прецессию, о которой уже было известно за тысячу лет до него, и что в доисторическую эпоху именно она служила основой для расчетов времени".
21 Z. Zaba, L'OrientationAstronomique dans VAncienne Egypte et la Precession de VAxe du Monde, цит. произведение, стр. 55.
22 Schwaller de Lubicz, цит. произведение, стр. 279-280.
23 Quoted by Schwaller de Lubicz, цит. произведение, стр. 285.
24 Lockyer, цит. произведение, стр. 23.
25 Alexander Gurshtein, "The Great Pyramids of Egypt as Sanctuaries Commemorating the Origin of the Zodiac: An Analysis of Astronomical Evidence", Physics-Doklady, том 4 1 , No. 6, 1996, стр. 228-232. См. также A. Gurshtein, "On the Origins of the Zodiacal Constellations", Vista in Astronomy, том 36, часть 2, 1993, стр. 171-191.
26 Статью Джулиано Магли можно найти на сайте: http://xxx.sissa.it/abs/physics/0407108.
27 Кгupр, цит. произведение, стр. 201.
28 Там же.
29 Порог - это изменение уровня реки. Всего на Ниле шесть крупных порогов, и шестой находится к северу от Хартума в Судане.
30 Wі1kіnsоn, цит. произведение, стр. 165.
31 Там же.
32 Ron Wells , "Sothis and the Satet Temple on Elephantine: A Direct Connection", Studien zur Altagyptischen Kultur (SAK). Band 12, 1985, стр. 258.
33 R. Wilkinson, цит. произведение, стр. 212. Самая первая фаза храма Сатет (Сатис), датируемая эпохой первых династий, представляла собой хижину, втиснутую между трех больших камней. В период Третьей династии святилище было расширено, и к нему пристроили внешний двор. Следующая реконструкция имела место в эпоху Шестой династии, а в эпоху Одиннадцатой и Двенадцатой династий, особенно при фараоне Сесострисе I, несколько новых храмов были построены на развалинах старых. Во времена Нового Царства при царице Хатшеп-сут из Восемнадцатой династии храм Сатис был полностью перестроен; теперь он на два метра возвышался над соседними камнями. Этот храм затем расширялся фараонами Двадцатой и Двадцать шестой династии. Наконец, при Птолемеях на развалинах старого был построен абсолютно новый храм.
34 Wells, цит. произведение, стр. 255.
35 Там же, стр. 258-262. Уэллс также показал, что ориентация храма имеет отношение к поясу Ориона и к Большой Медведице. По мнению Уэллса, "совершенно очевидно, что Орион также пересекает поперечную ось храма… осевые положения были вычислены для звезды под названием Аль-Нилам, средней звезды "пояса". Уэллс обнаружил, что строители храма, по всей видимости, стремились отметить два крайних положения созвездия Большой Медведицы, вращавшегося вокруг северного полюса неба. Это очень интересно, поскольку, как мы помним, другие религиозные постройки времен Древнего Царства были связаны с Сириусом, Орионом и созвездием Большой Медведицы - в частности, комплекс Джосера в Саккаре и Великая пирамида в Гизе.
36 Скептики возражали, что древние топографы просто не знали, что ось старого храма больше не направлена на Сириус, и заново ориентировали храм, не догадываясь об изменениях. Такое возможно лишь при однократном изменении ориентации. Но направление оси менялось несколько раз. Этот аргумент неубедителен еще и потому, что древние строители не могли не знать, что храм посвящен Сатет, богине разлива, который, в свою очередь, ассоциировался с гелиакическим восходом Сириуса.
37 Слово "Хат" использовалось в эпоху Нового Царства в значении "храм". Jaroslav Cerny, "The Temple as an abbreviated name for the Temple of Medinet Habu" Journal of Egyptian Archaeology, том 26, 1940, стр. 127.
38 Krupp, цит. произведение, стр. 258.
39 Ма1еk и цит. произведение, стр. 112.
40 Robert Bauval and Graham Hancock, Keeper of Genesis, Heinemann. 1996, стр. 208-214.
41 Heinrich Brugsch, 1891, Thesaurus Inscriptionum Aegyptiacarum, стр. 189, цитируется Lockyer, цит. произведение, стр. 204-205.
42 Auguste Mariette, Denderah, том I, 1875, стр. 142 и 263.
43 Несмотря на то что в "Текстах пирамид" (ок. 2300 года до н. э.) Гор отождествлялся с Сириусом, начиная с Восемнадцатой династии (ок. 1500 года до н. э.), Сириус стали отождествлять с его матерью, богиней Исидой. См. "Sirius, Etoile et Jeune Horus", цит. произведение, стр. 64, п. 14.
44 Кгupр, цит. произведение, стр. 257.
45 Там же.
46 Там же, стр. 258.
47 Lockyer, цит. произведение, стр. 193. Локьер производил измерения на месте и пришел к выводу, что храм Исиды ориентирован под углом 18°30'; эта цифра приближается к средней величине, полученной раньше Леп-сиусом и Мариетом.
48 Lockyer, цит. произведение, стр. 200.
49 Выводы Локьера, что главный храм был ориентирован на звезду Дубхе (альфа Большой Медведицы), самую яркую в созвездии "Бедро Быка", были основаны на давних датах, не имеющих отношения к существующему храму.
50 Эти рисунки можно увидеть в Zaba, VQrientation Astronomiquc dans LAncienne Egyptc et la Precession de I'Axe du Monde, цит. произведение.
51 Mariette, Dendera, стр. 206; см. также Lockyer, The Dawn of Astronomy, цит. произведение, стр. 194.
52 Zabа, цит. произведение, стр. 59.
53 Sylvie Cauville-Colin, "Le Temple d'Isis a Dendera", Bulletin de U Societe Francais D'Egyptologie (BSFE), том 123, March 1992, стр. 31-48.
54 John A. West, Serpent in the Sky, Quest Books, 1993, стр. 103.
55 Wilkinson, цит. произведение, стр. 37.
56 За исключением Великого сфинкса, вопрос о возрасте которого для исследователей остается открытым.
57 Henri Frankfort, Kingship and the Gods, University of Chicago Press, 1978, стр. 4.
58 Jane B. Sellers, The Death of Gods in Ancient Egypt, Penguin, 1992, стр. 94.
59 David O'Connor, "The Interpretation of the Old Kingdom Pyramid Complex", H. Guksch amp; D. Polz (eds) Stazionen: Beitrage Zur Kultnrges-schicte Agyptens, Rainer Stadelmann Gewidmet, Mainz, 1998.
Глава 5: Возвращение феникса
1 Эта терминология используется и сегодня. Путешествуя из Каира в Луксор, вы перемещаетесь из Нижнего Египта в Верхний Египет.
2 Edwards, The Pyramids of Egypt, цит. произведение, стр. 3.
3 Michael Hoffman, Egypt Before the Pharaohs, Ark, 1984, стр. 289.
4 Verneг, цит. произведение, стр. 16.
5 Malek and Baines, цит. произведение, стр. 31.
6 Frankfort, цит. произведение, стр. 24
7 Miriam Lichtheim, Ancient Egyptian Literature, том 1, University of California Press, 1975, стр. 52.
8 Taмже, стр. 51.
9 Frankfort, цит. произведение, стр. 24.
10 Lichtheim, цит. произведение, стр. 52-53.
11 Samuel Mercer, The Religion of Ancient Egypt, London, 1949, стр. 331.
12 Lockyer, цит. произведение, стр. 345.
13 Rоn We1lrs, "The Mythology of Nut and the Birth of Ra", Studiien zur Altagyplischen Kultur (SAK), Band 19, том 19, 1992, стр. 303-321.
14 Dupuуdt, Civil and Lunar Calendars in Ancient Egypt, цит. произведение, стр. 62.
15 Там же.
16 Loскуег, цит. произведение, предисловие. По этому поводу Локьер писал: "Мои лекции, прочитанные в ноябре 1890 года, напечатались в журнале "Nature" с апреля по июль 1891 года под заголовком "О некоторых аспектах древней истории астрономии" и были снабжены следующим примечанием: "На основе стенограммы курса лекций для рабочих, прочитанного в ноябре 1890 года в Музее практической геологии на Джермин-стрит. Стенограмма была скорректирована в январе во время пребывания в Асуане. По возвращении из Египта в марте я обнаружил, что вопросы, освещенные в лекциях, уже обсуждались профессором Ниссеном, который занимался той же проблемой. Насколько мне известно, именно он впервые высказал предположение, что ориентация древних храмов связана с астрономией. Его работы можно найти в Rheinisches Museum fur Philologie, 1885".
17 В Королевском научном колледже, Саут-Кенсингтон, который в настоящее время входит в состав Имперского колледжа науки, техники и медицины.
18 Локьер работал редактором журнала "Nature" до самой смерти в 1920 году.
19 Астрономическая обсерватория и радиостанция принадлежат совету графства Восточный Девон и управляются Обществом обсерватории Нормана Локьера.
20 Только в 1981 году, почти через сто лет после Локьера, профессиональные астрономы признали археоастрономию "действительно международным" разделом астрономии; это произошло на Первой международной конференции по археоастрономии в Оксфорде (см. Кгuрр, цит. произведение, Foreword).
21 Известны два брата Бругш, Генрих и Эмиль. Поскольку обоих называли титулом "бей", я не могу точно сказать, с кем из двух братьев встречался Локьер в 1891 году. В то время Генриху было шестьдесят четыре года, а Эмилю сорок девять лет, и он работал ассистентом куратора Каирского музея. За десять лет до этого, в 1881 году, он прославился тем, что спас найденные в Верхнем Египте, в Дейр-эль-Бахари, царские мумии, перевезя их в Каир. В том же году Эмиль принимал участие в экспедиции под руководством Гастона Масперо, открывателя "Текстов пирамид" в Саккаре. Локьер ссылается на различные работы "Бругша Бея", и поэтому мне кажется, что в Каире он встречался с Генрихом Бругшем.
22 Heinrich Brugsch, "Astronomical and Astrological Inscriptions on Ancient Egyptian Monuments", trans, by George Chamberlain from Thesaurus Inscriptionum Aegyptiacarum, Heinrich Brugsch, том 1 , 1883. Английский перевод первоначально был опубликован в виде восемнадцати статей (с апреля 1978 по январь 1980) в ежемесячном журнале "Griffith Observer" (выпускается обсерваторией Гриффитса в Лос-Анджелесе).
23 Только в 1856 году после того, как Гастон Масперо организовал в Каире Службу древностей, официальные власти занялись сохранением древних памятников.
24 Lockyer , цит. произведение, стр. 98-106.
25 В настоящее время ось храма в Карнаке уже не направлена на точки восхода и захода солнца в дни солнцестояний - из-за так называемого фактора Милковича. Этот эффект заключается в том, что земная ось как бы колеблется в пределах от 22° до 24,4° с периодом 40 000 лет. В настоящее время наклонение земной оси (наклон к плоскости эклиптики) составляет 23°27', а во времена постройки храма в Карнаке составляло около 24°.
26 Gerald Hawkins, BeyondStonehenge, Arrow, 1977, стр. 206.
27 Luc Gabо1de, "Breves Communicotions", Revue d'Egyp-tologie, том 50, 1999, стр. 278.
28 Я наблюдал этот эффект 21 июня 2003 года (см. цветные вкладки).
29 Джеральд Хокинс не выполнял астрономических наблюдений в Карнаке в день зимнего солнцестояния, а воспользовался картами Франко-египетского исследовательского центра в Луксоре и, подобно своему предшественнику Локьеру, вычислил положение точки восхода солнца в день солнцестояния. Однако несколько лет спустя астроном Эд Крапп подтвердил вычисления Хокинса при помощи наблюдений. Местом для наблюдений была выбрана восточная часть храма в Карнаке, так называемая "Высокая Комната Солнца" в его северо-восточном углу (Kr up p , цит. произведение, стр. 253-257).
30 Нawkіns, цит. произведение, стр. 205.
31 См. Ra ymo n d We i l l , Bases, Methods et Resultants de la Chronologie Egyptienne, Paris, 1926, стр. 121 - 122.
32 Marshall Clagett, Ancient Egyptian Science, vol. II, Calendars, Clocks and Astronomy, American Philosophical Society, 1995, Fig III 6a.
33 Abde1 Mohscn Bakir, "The Cairo Calendar of Lucky and Unlucky Days (Journal d'Entree, no. 86637)", Annates du Service des Antiquites de L'Egypte, том 48, 1948, стр. 425-431.
34 Clagett , цит. произведение, стр. 136, примечание 25.
35 Там же, стр. 137.
36 Ве1mоntе, цит. произведение, стр. 36. Разница между моей датировкой (2028 год до н. э.) и датировкой Бель-монте (2028 год до н. э.) связана с тем, что он датирует введение светского календаря 2757 годом до н. э., а не 2781 годом до н. э.
37 В так называемом имени Эхнатона "Золотой Гор" (Aldred, Akbenaten, цит. произведение, стр. 89).
38 Rеdfогd, Akbenaten, цит. произведение, стр. 133.
39 Там же, цит. произведение, стр. 95.
40 Leo Dupuydt, "Оп the consistency of the wandering year as backbone of Egyptian Chronology", Journal of the American Research Centre in Egypt (JARCE), том XXXII, 1995, стр. 45-46.
41 У. M. Флиндерс Петри, Researches in Sinai, John Murray, London, 1906 стр. 177: "Во время праздника обновления Сотического цикла в 139 году н. э. на александрийских монетах появились символы месяцев". О возможных празднествах в 1321 году до н. э. см. Dupuydt, On the consistency of the wandering year, цит. произведение, стр. 46.
42 Gurshtein, "The Great Pyramids of Egypt as Sanctuaries Commemorating the Origin of the Zodiac: An Analysis of Astronomical Evidence", цит. произведение, стр. 229.
43 Gurshtein, "The evolution of the Zodiac in the context of ancient oriental history", цит. произведение, стр. 515-516.
44 Вe1mоnte, цит. произведение, стр. 37.
45 Hassan, Sрhіnх, цит. произведение, стр. 184-185. См. также А1dгеd, Akbenaten, цит. произведение, стр. 142.
46 Rеdfогd, цит. произведение, стр. 20.
47 Сирил Олдред писал: "После смерти жестокого старого воина Аменофиса II (Аменхотепа II) трон Гора унаследовал его сын Тутмос. Возможно, он сменил старшего брата, который был соправителем отца, но умер, прежде чем успел взять в руки всю власть. Тутмос IV направил свои несметные богатства на поддержку верховного бога Нижнего Египта Ра-Хорахти, который явился ему во сне и пообещал трон, если он очистит от песка его гигантское изображение, Великого сфинкса в Гизе… влияние высших сил чувствуется в намерении Тутмоса IV очистить гигантское изображение Ра-Хорахти, бога Нижнего Египта, от песка, засыпавшего Великого сфинкса в Гизе" (А 1 d г е d, Akhenaten, King of Egypt, цит. произведение, стр. 142).
48 Авторство этой гипотезы принадлежит Ахмеду Осману. См. Ahme d Osman , Moses and Akbenaten, Bear amp; Company, Vermont, 2002.
49 A1dred, Akhenaten, цит. произведение, стр. 25, 67.
50 Rosalie David, The Cult of the Sun, J. M. Dent, London, 1980, стр. 187. См. также Alexandre Moret, Alexander: Kings and Gods of Egypt, G. P. Putnam's Sons, New York, 1912, стр. 52.
51 George Hart, Л Dictionary of Egyptian Gods and Goddess, Routledge amp; Kegan Paul, 1988, стр. 42.
52 Hermann Schlogl, "Aten' in The Ancient Gods Speak, цит. произведение, стр. 23.
53 Редфорд приводит другую дату, 1377 год до н. э. (Akhenaten, цит. произведение ), но Малек и Дж. Бейнс считают, что это был 1353 год до н. э., и с ними согласны большинство египтологов (The Cultural Atlas of the World: Ancient Egypt, цит. произведение).
54 Redfоrd, цит. произведение, стр. 144.
Глава 6: Господин Юбилеев
1 Скарабей Аменхотепа III с его титулом, см. William М. Flinders Petriе, Historical Scarabs, London, 1899, PL 40, no. 1263 (British Museum Catalogue BM 16912).
2 Именно во время этой поездки я познакомился с Сандрой Майнарди из Флоренции, которая подготовила рисунки для этой книги.
3 B. J. Kempand S. Garfі, A Survey of the Ancient City of El-Amarna, The Egypt Exploration Society, London, 1993, стр. 10.
4 Tам же.
5 Модель была выполнена сотрудниками "Tetra/Andy Ingham Associates" в Клэпхене, южный Лондон. Модель можно увидеть на сайте http://www.mcdonald.cam.ac.uk/Projects/Amarna/Model2004.htm/mod_elindex.htm. В 1999 году она выставлялась в Бостоне, в Музее изящных искусств.
6 Kemp and Garfdi, цит. произведение, карты 4 и 5.
7 А1dгеd, Akhenaten, цит. произведение, стр. 15.
8 Там же, стр. 47.
9 Rеdfогd, Akhenaten, цит. произведение, стр. 172-173.
10 Там же, стр. 180. Вероятно, фараон тоже носил этот титул. David, цит. произведение, стр. 187. Также М о г е t , цит. произведение, стр. 52.
11 Arthur Weigall, Life and Times ofAkhenaton, Pharoah of Egpyt, G. P. Putnam's Sons, New York, 1923, стр. 63.
12 Вероятно, следует упомянуть о том, что в 1360 году до н. э., когда Эхнатон перенес свой двор в Телль-эль-Амар-ну, на восточном горизонте утром была видна комета Галлея. Не исключено, что ее появление толковалось как возвращение космического феникса в Гелиополь.
13 Redford, цит. произведение, стр. 139.
14 Изредка допускалось маленькое изображение кобры (так называемый урей) в нижней части солнечного диска.
15 Wilkinson, цит. произведение, стр. 212.
16 Redford, цит. произведение, стр. 139. Редфорд переводит "зеп тепи" как "Первое Явление, то есть первый момент сотворения мира".
17 Jocelyn Gohary, Akhenaten's Sed-Festival at Karnak, Kegan Paul International, London, 1992, стр. 29-30.
18 Gohary, цит. произведение, стр. 29.
19 В переводе с арабского этот термин означает "три", но, возможно, оно происходит от итальянского слова термина талиати (выбуренная порода), что гораздо логичнее.
20 Francis Llevellyn Griffith, "The Jubileevof Akhenaten", Journal of Egiptian Archaeologigy, Vol. 5, 1918, p. 62.
21 Gоharv, Akenaten's Sed-Festival at Karnak, цит. произведение, стр. 32.
22 См. выше, примечание 1.
23 Надпись на первом пограничном камне, тринадцатого дня, четвертого месяца, второго сезона, шестого года.
24 Griffith, цит. произведение, стр. 62.
25 Нагt, цит. произведение, стр. 44.
26 Quігке, цит. произведение, стр. 154.
27 Gohary, цит. произведение, стр. 2-3.
28 Rеdfогd, цит. произведение, стр. 146.
29 Gоhагу, цит. произведение, стр. 4.
30 Там же.
31 Это произошло во время тура "Stars amp; Signs II Egypt Тоиг", который я ежегодно организую совместно с "Quest Travel".
32 Высота сфинкса составляет пятнадцать метров. Другая статуя Рамсеса, лежащая на спине в Мит-Рахине, имеет высоту восемнадцать метров.
33 Говорят, что статуя также представляет собой зашифрованное коронационное имя Рамсеса II, Усер-Маат-Ра.
34 Baines and Malek, цит. произведение, стр. 184.
35 Нагt, цит. произведение, стр. 82.
36 Н. tе Vе1dе, "Some Remarks on the Mysterious Language of the Babo 175, Essays Dedicated to Prof. M.S.H.G. Heerma van Voss, University of Amsterdam, Kampen 1988, стр. 129.
37 J. M. A. Janssen, Hieogliefen, E. J. Brill Leiden, 1952, стр. 7.
38 Jeane-Claude Goyon, "Textes Mythologiques II",Bulletin de L'Institut Francais d'Arcbeologie Orientate (BIFAO), том 75, 1975, стр. 376.
39 Jan K. van der Haagen, "Au Grand Temple DJ Abou Simbel: Le Secret des Pretres et des Astronomes", Courier de FUnesco, October 1962.
40 Haagen, цит. произведение. Интересно отметить, что надпись на скале неподалеку от Абу-Симбела гласит: "Рамсес-богатый-юбилеями". Египтологи приписывают ее одному из приближенных фараона, которого тоже звали Рамсес и который отвечал за постройку храма. (См. T.G.H. James , Fatnesses the Great, The American University Press in Cairo, 2002, стр. 177).
41 Следует отметить и еще одну особенность астрономической ориентации храма, на которую обратил внимание коллега Хаагена, бельгийский астроном профессор М. Боневаль. Он выяснил, что в 1260 году до н. э., когда работы по строительству храма уже начались, на ночном небе с мая по октябрь разыгрывалось другое, не такое редкое представление: три яркие звезды пояса Ориона всходили над восточными утесами в точку, куда была направлена ось храма. Хааген писал: "Нам известно, что Орион, а если точнее, то три звезды его пояса, играли важную роль в жизни египтян… Из разных текстов также известно, что Орион (Сах у древних египтян) отождествлялся с Осирисом, богом воскрешения" (Haagen, цит. произведение).
42 Доводы Хаагена произвели такое впечатление на Высший совет по древностям Египета, что в середине 60-х годов при переносе храма в Абу-Симбеле на более высокое место он был ориентирован на точку восхода 22 октября, так называемый "праздник солнца".
43 Мы видели, что египтяне верили в существование "Первого Времени", с которого начался вечный цикл бога солнца, возвращавшийся в начальную точку каждые 14б0 лет. На самом деле полный цикл светского календаря составляет 1506 лет. Мы также видели, что начальная точка цикла была зафиксирована на дне летнего солнцестояния, который в настоящее время приходится на 21 июня. Я предполагаю, что в эти периоды возвращения к начальной точке праздновались "суперюбилеи", один из которых приходится на 1275 год до н. э. В этом году "юбилейная дата" 1 Тиби наступала через 120 дней после начала нового года, или 19 октября. Великий храм Рамсеса II в Абу-Симбеле вполне мог быть памятником этому событию. В пользу этой гипотезы свидетельствуют названия, которые иногда давались юбилеям: "Юбилей Первого Времени" и "Юбилей возвращения Первого Времени". (См. Flinders Petriе, цит. произведение, стр. 180. См. также Patrick F. О 'Maга, "Was the Sed Festival Periodic in Early Egyptian History", Discussions in Egyptology, том 12, 1988, стр. 55).
44 На этой широте смещение, набегающее за 5000 лет, невооруженным глазом практически незаметно.
45 Сфинкс смотрит на восток, но дорога ориентирована под углом 13-14° к югу от направления на восток. Вычисления показывают, что солнце всходит в этом направлении 21 февраля и 19 октября.
46 Colin Reader, "Giza Before the Fourth Dynasty", Journaurnal of the Ancient Chronology Forum, том 9, стр. 5-21.
47 Malek and Baines, цит. произведение, стр. 36.
48 Mark Lehner, "Giza: A Contextual Approach to the Pyramidsds", Archiv. Fur Orientforschung, том 32, 1985, стр. 136-159
49 Там же.
50 Jeremy Naydler, Shamanic Wisdom in the Pyramid Texts, Inner Traditions Publishing, Rochester, Vermont, 2005, стр. 71 - 122.
51 Там же, стр. 99, рис. 4.11.
52 Там же, стр. 103, рис. 4.15.
53 Wilkinson, цит. произведение, стр. 239.
54 Kemp and Garfi, цит. произведение, карты 4 и 5.
55 Документальный фильм Роэла Оостры снимается для голландского канала AVRO и итальянского канала RAIII.
Заключение
1 "Тексты пирамид", изречение 600.
2 Вследствие прецессии точка восхода звезды также со временем меняет свое положение на восточном горизонте, возвращаясь в исходное положение через 26 000 лет (небольшой сдвиг объясняется движением самой звезды).
3 Wі1kіnsоn, цит. произведение, стр. 77-79.
4 Е. A. Wallis Budge, The Egyptian Heaven and Hell: The Book of What Is in the Duat, том 1, Martin Hopkinson amp; Co, London, 1925, стр. 240, 258.
Приложение 1. Празднование хеб-сед
1 G. Wainwright, The Sky Religion in Egypt (Cambridge, 1938), стр. 16-17.
2 Там же, стр. 4.
3 Jocelyn Gohary, Akhenaten's Sed-Festival at Karnak (London, 1992), стр. 2. Это превосходный обзор разнообразных теорий, касающихся праздника сед, содержащий подробную историю этого вопроса.
4 Основные работы, посвященные празднику хеб-сед, очень важны для понимания его сути. Это: С. М. Firth and J. Е. Quіbе1l, The Step Pyramid (2 vols.) (Cairo 1935); F. W. von Bissing and H. Kees, DasRe-Heiligtum des Konigs Newoser-Re II and III (Leipzig, 1923 and 1928); E. N a v і 11 e, The Festival Hall of Osorkon II in the Great Temple ofBubastis (London, 1892).
5 H. Frankfort, Kingship and the Gods (Chicago, 1948), стр. 80.
6 Тамже, стр. 84.
7 Там же, стр. 85.
8 Firth and Quibell, цит. произведение, том I, стр. 1 1 . Фрэнкфорт, цит. произведение, стр. 80, утверждает обратное.
9 Alan Gardiner, "Horus the Behdetite",/owraa/ of Egyptian Archaeology, том 30, 1944, стр. 27.
10 Tам же, стр. 28, note 1.
11 Firth and Quibel l, цит. произведение, том I, стр. 111.
12 Там же, том I, стр. 23.
13 Barry J. Kemp , Ancient Egypt, Anatomy of a Civilization (London, 1991), стр. 100. Это превосходный материал об идеальном типе в египетской архитектуре.
14 Е. Uphill, "The Egyptian Sed-festival Rites", Journal of Near Eastern Studies, том 24, 1965.
15 J. Wilson, "Illuminating the Thrones at the Egyptian Jubilee", Journal of the American Oriental Society, том 56, 1936, стр. 293.
16 Kemp, цит. произведение, стр. 97.
17 Firth and Quibel l, цит. произведение, том I, стр. 69.
18 Tам же, том II, рис. 15.
19 Wilson, цит. произведение, стр. 378.
20 Там же, стр. 377.
21 Там же, стр. 379.
22 Frankfort, цит. произведение, стр. 92.
23 Там же, стр. З64-365, п. 49.
24 A.M.Roth, "The Pss-Kf and the "Opening of the Mouth" Ceremony: A Ritual of Birth and Rebirth' Journal of Egyptian Archaeology, том 78, 1992, стр. 13-47.
25 Там же, стр. 124.
26 W. J. Murnane, "Servant, Seer, Saint, Son of Hapu; Amen-hotep, Called Huy", KTM, том 2:2, Summer 1991, стр. 11.
27 Tам же, стр. 13.
28 W. R. Johnson, "The Dazzling Sun Disk: Iconography Evidence that Amenhotep III reigned as the Aten Personified", KMT, том 2:2, Summer 1991, стр. 22.
29 Там же, стр. 60.
30 W. E. A. Budge, The Book of Opening the Mouth, London, 1909, стр. ЗІ.
31 Firth and Quibel l, том I, стр. 58.
32 A. J. Spencer, "Two Enigmatic Hieroglyphs and Their Relation to the Sedfestival ", Egyptian Archaeology, том 64, 1978, стр. 55.
33 Raymond O. Faulkner, "The King and the Star-Religion in the Pyramid Tests", Journal of Near Eastern Studies, том 25, 1966, стр. 160.
34 Alan Gardiner, "Review of J. Fraser's The Golden Bough", Journal of Egyptian Archaeology, том 2, 1915, стр. 121 - 126.
35 Franкfоrt, цит. произведение, стр. 86.
36 A. Piankoff, The Pyramid of Unas (Princeton, 1969), стр. 4-5.
Приложение 4. Космический порядок, египетский календарь и христианство
1 Ahmed Osman, Moses and Akhenaten, Bear Publications Inc. New York, 2004. См. также Timothy Freke and Peter Gandy, The Laughingfesus, Harmony Books Inc, New York, 2005.
2 Timothy Freke and Peter Gundy, The Jesus Mysteries: Was the original Jesus a pagan god?, Harmony Books Inc., New York, 1999.
3 Richard A. Parker, The Calendar of Ancient Egypt, Chicago, 1950, стр. 56.
4 Belmonte, цит. произведение, стр. 9.
5 Duncan, цит. произведение, 1999.
6 Вычисления для григорианского календаря были основаны на предположении, что длительность солнечного года равняется 365,2425 суток, или 365 97/400. Правило корректировки следующее: каждые четыре года добавляется один день, как в юлианском календаре, за исключением лет, которые делятся на сто, но не на четыреста. В действительности солнечный год равняется 365,2422 суток - чуть меньше, чем по григорианскому календарю. Это значит, что каждые 3300 лет григорианский календарь будет смещаться на один день относительно истинного солнечного (тропического) года.
7 Anthony J. Spalinger, Revolutions in Time: Studies in Ancient Egyptian Calendrics, Van Siclen Books, 1994, стр. 51.
8 Robert Bauval and Graham Hancock, Talisman, Penguin, 2005, стр. 119.
Приложение 5. Смерть живого бога
1 Этот термин означает ритуальное убийство царя (Margaret Murray, The Splendour that was Egypt, Sidgwick and Jackson, 1954, стр. 164-165. См. также G. A. Wainwright, The Sky-Religion in Egypt, цит. произведение).
2 Timothy Freke and Peter Gandi, The Jesus Mysteries, Harmony Books Inc., New York, 1999.
3 Sir James Fraser. The Golden Bough, 1922, Chapter 24, "The Killing of the Divine King", стр. 264-282.
4 Там же, стр. 266-275.
5 Там же, стр. 266.
6 Там же, стр. 274.
7 Там же, стр. 279.
8 Там же.
9 Там же, стр. 280.
10 Wainwright, цит. произведение, стр. 14-18.
11 G. A. Wainwright, "Seshat and the Pharaohs", цит. произведение, стр. 3-40.
12 Там же, стр. 21-23.
13 Е . Uphill, "The Egyptian Sed Festival Rites", Journal of Near Eastern Studies, том 24, 1965, стр. 365-383. Иллюстрации см. Mirolav Verner, Abusir, The Realm of Osiris, The American University in Cairo Press, New York, 2002, стр. 83.
14 Wainwright, The Sky Religion, цит. произведение, стр. 24-25.
15 Французский король Людовик XIV, которого называли "король-солнце", по крайней мере на одном из этапов своей жизни просыпался с восходом солнца.
16 Diodorus Siculus, Bibliotheca Historica, том 1, стр. 70, 7 1, Wainwright, цит. произведение, стр. 25-26.
17 Wainwright, цит. произведение, стр. 26.
18 Joseph Campbel l , Primitive Mithology, Penguin, 1959, стр. 151-66. Diodorus Siculus, Bibliotheca Historica, том 3, стр. 5-6.
19 Wainwright, "Seshat and the Pharaohs", цит. произведение, стр. 31.
20 George Hart, A Dictionary of Egyptian Gods and Goddesses, Routledge amp; Kegan Paul, London, 1986, стр. 214.
21 Jane B. Sellers, The Death of Gods in Ancient Egypt, Penguin, 1992, стр. 285-286.
22 Krupp, цит. произведение, стр. 25-26.
23 Tам же , стр. 6.
24 Нагt, цит. произведение, стр. 28.
25 Там же, стр. 29-30.
26 Herodotus, Histories, том III, стр. 28.
27 Plutarch, De lside et Osiride, Chapter 43.
28 Цитируется в Lewis Spence, Myths amp; Legends: Egypt, Dover Publications, New York, 1990, стр. 285.
29 Wallis Budge, The Gods of the Egyptians, том II, Dover Publications, New York 1969, стр. 350.
30 Tам же, стр. 29.
31 Sellers, цит. произведение, стр. 292. Многие из саркофагов в самых старых гробницах оказались пустыми, в том числе в гробницах Джосера и других фараонов Древнего Царства. Кроме того, правителей "хоронили" в двух местах, в Абидосе на юге и в Саккаре на севере, причем одна из гробниц была кенотафом, то есть символической гробницей.
32 Wallis Budge, цит. произведение, стр. 349.
33 Там же, стр. 347.
34 Miriam Lichtheim, Ancient Egyptian Literature, том I, University of California Press, 1975, стр. 53.
35 Wі1kіnsоn, цит. произведение, стр. 120-121.
36 Там же, стр. 121.
37 Нагt, цит. произведение, стр. 29.
38 Wainwright, цит. произведение, стр. 30-40.
39 Тексты пирамид, 616.
40 Тексты пирамид, 615-621.
41 Е. А. Wallis Budge, Egyptian Religion, Barnes and Noble Books, New York 1994, стр. 101 - 102.
42 Muггау, цит. произведение.
43 Там же, стр. 164.
44 Там же, стр. 168-169.
45 Там же, стр. 171, 173. Мюррей дает произношение "Сет" как "Сетех".
46 Хорошо сохранившееся изображение, где Сешат и Тот записывают срок жизни на листьях Дерева Жизни, было найдено в храме Эдфу в верхней части потолка в одной из комнат северо-восточной части храма.
47 Мuггау, цит. произведение, стр. 179.
48 Wallis Budge, The Gods of the Egyptians, том II, цит. произведение, стр. 250.
49 W.Wainwright, The Sky Religion, цит. произведение, стр. 4.
50 Там же, стр. 9.
51 Тексты пирамид, 1453-1456.
52 Тексты пирамид, 1464-1465.
53 Тексты пирамид, 1472-1477.
54 Тексты пирамид, 1480-1482.
55 Henri Frankfort, Kingship and the Gods, University of Chicago Press, 1978, стр.79.
0|1|2|3|4|5|