Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Роберт Темпл Мистерия Сириуса

0|1|2|3|4|5|6|7|

С этой точки зрения можно объяснить и скорпионоподобную руку одного из изображенных здесь персонажей. Без сомнения, имеется в виду созвездие Скорпиона, которое отделено от Сириуса расстоянием, примерно равным одной трети окружности небосвода. В поэме Арата «Явления» (III в. до н. э.) сообщается, что, когда Скорпион появляется на ночном небе, Сириус с Орионом спасаются от него за горизонтом:

«Стоит начать восходить Скорпиону — уже низвергает Без промедленья Река в Океан многоводный изгибы, И великан Орион спасается бегством постыдным. <… >

Вот почему, говорят, немедленно после восхода Зверя сего Орион за пределы Земли убегает. <… >

А между тем все светильники Пса великого в воду Ниспровергаются, все Орионовы звезды, а также Все без изъятья огни беспрестанно гонимого Зайца».

(Арат. Явления. — Небо, наука, поэзия. М.: Издательство Московского университета, 1992, с. 45–46. Перевод А А Россиуса.)

Здесь «Река» — созвездие Эридана, а «Заяц» — созвездие Зайца.

По-видимому, на вавилонской печати изображен именно заход «змеиного зуба» (Сириуса) — звезды, которая вновь появится на небе только через 70 суток, в лучах утренней зари. Слева (на востоке) находится Орион, а справа — земля собирается проглотить «змеиный зуб». Лев тянет плуг, за которым видны три борозды; в них-то и исчезнет звезда. Серп, надо полагать, символизирует ослабление яркости Сириуса перед его заходом. Луна во многих древних мифах «замещает» Сириус.

Фото 24. Процесс символической трансмутации руна в золото. Слева — Медея, справа — Ясон. (Фотоснимок Майкла Холфорда).

Баран помещен в котел, и его руно превращается в золото. Можно допустить, что сцена имеет алхимический смысл. Однако существовала ли в ту эпоху алхимия? Считается, что она возникла в период Средневековья; попытки трансмутации «неблагородных» металлов в золото предпринимались, конечно, и раньше. Античность, правда, могла рассматривать такие превращения — судя по этому рисунку — скорее в символическом, чем в «физическом» плане. (Никакому средневековому алхимику не могла бы прийти в голову мысль сварить с этой целью барана!)

Фото 25. Вавилонская цилиндрическая печать, хранящаяся в Британском музее, изображающая гелиакический восход Сириуса.

В центре изображен бог Солнца Шамаш, из рук которого бьет пламя. Он шагает за горизонт между двумя машу — «горами-солнечного-восхода». Слово машу — не вавилонского происхождения, с этим согласны все специалисты. Думаю, что оно было заимствовано из египетского языка: машу — «узри Бога Солнца» (см. мою книгу Не Who Saw Everything: A Verse Translation of the Epic of Gilgamesh). По сторонам горных пиков высятся космические порталы, увенчанные ревущими львами. Их открывают слуги богов. Порталы снабжены хорошо заметными дверными петлями — символом, имевшим скрытый космологический смысл. Справа от солнечного бога из-за горизонта встает Сириус. Он изображен в виде наконечника стрелы (в Вавилонии, Ассирии и Персии Сириус часто называли звездой Лука и звездой Стрелы).

Фото 26. Постройка корабля «Арго». Слева изображена богиня Афина с дубовым брусом из Додоны. Справа — Аргос трудится над постройкой корабля, в нос (или киль) которого будет помещен этот брус. На заднем плане находится лишенный одной ветви дуб. (Алинари)

Фото 27. Посланный Зевсом Гермес убивает стоглазого Аргуса.

Одной из возлюбленных Зевса была Ио, чей образ возник под влиянием сразу двух образов из египетской мифологии — Исиды и Хатхор. Чтобы спасти свою возлюбленную от гнева ревнивой Геры, Зевс превратил ее в телку (египетская Хатхор изображалась в виде коровы). Гера, однако, приставила к Ио стоглазого Аргуса, который должен был стеречь ее днем и ночью, и Зевс поручил Гермесу убить чудовище. Потомками Ио и Зевса были братья-близнецы Эгипт и Данай. У первого родилось пятьдесят сыновей, у второго — пятьдесят дочерей. Брак между ними символически напоминает о количестве глаз Аргуса. После гибели Аргуса Гера поместила его глаза на хвост павлина. Из пятидесяти сыновей Эгипта сорок девять были убиты в свою брачную ночь, а пятидесятый спасся и стал родоначальником династии аргосских царей.

Фото 28. Греческий рисунок на керамике, изображающий «Морского Старца» Нерея. Согласно Гесиоду и Пиндару, у Нерея было пятьдесят дочерей, а согласно Софоклу — сто. Как и в образе пятидесятиглавого Тифона, здесь сочетаются смутные воспоминания о земноводных пришельцах с информацией о пятидесятилетнем периоде обращения Сириуса В вокруг Сириуса А. В греческом искусстве Нерея начали изображать в начале шестого века до нашей эры. Судя по всему, именно он был первоначально греческим богом морей, но довольно быстро уступил свое место Посейдону.

Фото 29. Рисунок на древней вазе, изображающий рыбохвостое чудовище Скиллу с песьей головой у талии. Гомер рассказывает, что Скилла жила в пещере напротив другого чудовища — Харибды и пожирала проплывавших мимо нее моряков. Утверждалось, что она лает, как пес. Имя «Скилла» произошло, по всей видимости, от греческого слова со значением «молодая собака». В образе Скиллы присутствуют два важных для нашей проблемы мотива — Собачья звезда Сириус и рыбохвостый Оаннес.

Фото 30. Рисунок на этрусской амфоре, находившейся в середине XIX века в Берлинском королевском музее; где она находится сейчас, неизвестно. Ленорман и де Витт полагают, что здесь изображен Дагон (см.: Lenormant, de Witte, Elite desMonuments Ceramographiques, Paris, 1858, Vol. Ill, Plate 35). На мой взгляд, это скорее Тиррен — этрусский Оаннес, божество Тирренского моря.

Фото 31. Эти статуэтки, посвященные богине Исиде, были найдены при раскопках в Древней Фригии. На обеих у Исиды наличествует змеиный хвост, причем вторая статуэтка изображает Исиду и Сераписа (одно из имен Осириса) с переплетенными хвостами.

Сходство между этой статуэткой и китайским рельефом, воспроизведенном на рис. 50, свидетельствует об общем происхождении данного мотива (см.: Monuments Relatif аи Culte d'lsis a Cyzique. — Revue Archeologique, Paris, Vol. 5, May 1879, Plate IX). В то время они находились в частной коллекции М. А. Мортмана (Париж). Рога на голове Исиды символизируют фазы луны. Первоначально это был один из признаков богини Хатхор. На голове же Сераписа можно видеть калатос — священную корзину, с которой обычно изображались земноводный культурный герой Оаннес и бог Дагон.

Фото 32. Египетская богиня Исида. Обратите внимание на крошечный рыбий хвостик в ее головном уборе.

Фото 33. Вотивная стела в храме Танит в Карфагене. Внизу два оракульских голубя сидят по сторонам камня пирамидальной формы, увенчанного символом пупа мира.

Фото 34. (Слева вверху) Остатки гигантской статуи Оаннеса, найденные в Куюнджике. (См.: Staatliche Museen zu Berlin, PierpontMorgan Library, Layard, 1853)

Фото 35. (Справа вверху) Керамическая статуэтка Оаннеса или же жреца, одетого в костюм Оаннеса, высотой 12,6 см. Рыбья голова расположена над человеческой, а сзади возвышается спинной плавник. Статуэтка предположительно была найдена при раскопках в Ниневии в середине XIX века. Источник: Отдел западноазиатских древностей Британского музея, инвентарный номер 91837.

Фото 36 и 37. Еще одна керамическая статуэтка Оаннеса, инвентарный номер 91836, также высотой 12,6 см. Найдена вместе с первой, предположительно в Ниневии. Если смотреть сбоку, перед нами явная рыба; но при взгляде спереди можно увидеть человеческое лицо и священную корзину в руке «полудемона». Обычно подобные статуэтки закладывались в основание строящегося храма или другой важной постройки. Вавилоняне называли этих существ апкаллу; всего их было семь — те самые «Семеро мудрых», которые заложили основание цивилизации на нашей планете.

Фото 38. Изображение Оаннеса на еще одной ассирийской цилиндрической печати.

Фото 39. Изображение Оаннеса на ассирийской цилиндрической печати.

Фото 40. Сохранившаяся часть скульптурного портрета философа Прокла (вид сбоку).

Фото 41. Сохранившаяся часть скульптурного портрета философа Прокла (вид спереди).

Этот скульптурный портрет находится в Афинском музее; фотографии его можно найти в работе: Rodenwaldt G. Griechische Portraets aus dem Ausgang der Antike. — In: Programm zum Winckelmannsfeste der Archaeologiscben Gesellschaft zu Berlin. Berlin, 1919. Роденвальд, правда, воздерживается от идентификации бюста, но в классической «Энциклопедии» Паули-Виссовы утверждается, что здесь изображен именно Прокл.

0|1|2|3|4|5|6|7|

Rambler's Top100 informer pr cy http://ufoseti.org.ua