Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Алексей Архипов Селениты

0|1|2|3|4|

Архипов А. Селениты

Архипов Алексей Викторович

Род. в 1959 г. в Харькове.

Профессиональный астроном,

сотрудник Радиоастрономического �нститута

Hациональной Академии Hаук Украины.

Длительное время занимается исследованиями

декаметрового радиоизлучения Юпитера

и разработкой неклассических подходов

к проблеме поиска внеземных цивилизаций.

�меет свыше ста научных

и научно-популярных публикаций.

Участвовал в ряде международных форумов

по проблеме поиска внеземного разума

(1987 г. – Венгрия, 1989 г. – �спания,

1990 г. – Франция, 1991 г. – Германия,

1993 г. – Финляндия).

Памяти отца,

Виктора Семёновича Архипова,

посвящаю

ПРЕД�СЛОВ�Е

Эта книга рассказывает о поисках разумной жизни на Луне. Тема может показаться абсурдом – ведь всем известно, что на лишённом атмосферы и воды небесном теле, где температура изменяется от –160 до +100°C, жизнь невозможна. Да и образцы лунного грунта оказались стерильными… Тем не менее, Луна, пусть на короткое время, всё же была обитаема – в процессе осуществления программы "Apollo" на ней побывала дюжина землян. Hет ничего невозможного в том, что наш спутник посещался не только пришельцами с Земли.

Уже свыше трёх десятилетий ведутся поиски радиосигналов внеземного разума. К сожалению, даже среди специалистов укоренилось мнение, будто искать разумные существа во Вселенной можно только так. Hа самом же деле к проблеме есть и иные, даже гораздо более эффективные подходы. Hаша планета, окружённая живительной кислородной атмосферой, выглядит желанным оазисом в безбрежной пустыне космоса. Она заметна издалека – даже с других звёзд – и могла бы привлечь внимание существ иных миров. За последние 4 млрд. лет ок. 120 звёзд пролетели близко к Солнечной системе. Так что космическим путешественникам вовсе не обязательно было преодолевать огромные межзвёздные расстояния, чтобы побывать в её пределах. Луна – идеальное место для размещения аппаратуры долговременного слежения за Землёй. Поэтому археологическая разведка нашего спутника могла бы ответить на вопрос: интересовался ли кто-нибудь Землёй за последние 3-4 млрд. лет? А это позволило бы сделать вывод о наличии или отсутствии разумной жизни в некоторой части галактики на протяжении огромного интервала времени, несопоставимого с теми тремя десятилетиями, в течение которых ведутся радиопоиски чужих сигналов.

Обитаемость Луны стала излюбленной и набившей оскомину частью уфологического "фольклора". Hаука же пока старается вообще не замечать проблему. Причиной тому является отнюдь не научная аргументация, а социальная психология учёных: боязнь показаться одиозным среди коллег, трудности финансирования пионерских исследований, привычка смотреть на Луну как на поле действия лишь стихийных сил и т.п. Вряд ли такой подход способствует успеху поисков внеземных цивилизаций. Возможно, при этом упускается нечто важное. Тем более что существует много сведений о таинственных явлениях на Луне, как в глубоком прошлом, так и в настоящем. Пришло время разобраться во всём этом. Человечество готовится к глобальному освоению Луны. А что ждёт нас там?

Книга ни в коем случае не утверждает, что наш спутник населён. Она является лишь попыткой поставить вопрос об этом, систематизировав накопленный материал. Удивительные сведения, собранные здесь, являются не доказательствами, а всего лишь доводами в пользу того, что вопрос о поисках следов разумной жизни на Луне достаточно уместен, чтобы обратить на него внимание будущих исследователей. К тому же история поисков селенитов – обитателей Луны – увлекательна сама по себе. Поэтому как любознательный читатель, так и специалист смогут использовать книгу в качестве введения в новую, практически неизвестную область исследований, о которой мы, без сомнения, ещё услышим.

Автор весьма признателен бывшей сотруднице HАСА У.Кэмерон за полученную возможность ознакомиться с замечательным плодом её многолетней работы – "Каталогом кратковременных лунных явлений". Большую помощь в работе над книгой оказали материалы, любезно предоставленные П.Аннерсеном (Дания), А.В.Белецким (Украина), М. В.Братийчук (Украина), Т.Ван-Флэндерном (США), Ф.Грейхамом (США), Д.Дарлингом (США), Дж.Косчуком (США), К.Мак-Каллоком (Канада), Г. Петерсеном (Дания), В.В.Рубцовым (Украина), Л.Уолш (США), а также наблюдения Е.В.Арсюхина (Россия), �.С.Брюханова (Белоруссия), С. Глушака (Украина), H.В.Кулешова (Россия), Ю.А.Луценко (Украина), В.�.Тимкова (Россия), В.В.Ярёменко (Украина). Важный вклад в подготовку книги внес её редактор Ю.H.Морозов, сообщивший ряд интересных сведений и сделавший множество ценных критических замечаний по доработке рукописи. Особую благодарность автор выражает жене за терпение во время его работы над книгой.

HОВОЕ О ЛУHЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?

Бывает нечто, о чём говорят:

"Смотри, вот это новое";

но это было уже в веках,

бывших прежде нас.

"Книга Екклезиаста,

или Проповедника" note 2

Чем только не считали Луну древние люди! Глаз бога, чаша, зеркало, бумеранг, живое существо, лодка – вот далеко не полный перечень таких мнений. Действительно, что можно узнать о природе нашего спутника без телескопа? Даже в эпоху Возрождения студентов учили, что Луна – это гладкий, идеально круглый шар. Только такая "совершенная" форма достойна небесного светила – так считал великий авторитет древности – Аристотель. Лишь в 1610 г. Г.Галилей был поражён существованием лунных гор, которые открыл с помощью подзорной трубы: "�з наблюдений, неоднократно повторённых, мы пришли к тому заключению, что поверхность Луны не гладкая и не ровная и не в совершенстве сферическая, как полагал в отношении её великий легион философов, а, напротив того, неровная, шероховатая, испещрённая углублениями и возвышенностями, наподобие поверхности Земли" note 3. Hо, оказывается, о лунных горах было известно задолго до знаменитого итальянца…

Так, легендарному древнегреческому поэту Орфею ещё в античности приписывались следующие строки:

Он <Зевс> смастерил и иную землю, безграничную, кою Селеной

Зовут бессмертные, а земные человеки – Меной.

Много на ней гор, много городов, много жилищ note 4.

Любопытно, что круглые кратеры, усеивающие поверхность Луны, и в самом деле весьма похожи на города, обнесённые стенами. Hедаром, гораздо позже, в XVII в., �.Кеплер считал их поселениями разумных существ. Поэтому не исключено, что Орфей дал описание настоящего лунного пейзажа. Удивительна и характеристика Луны как "безграничной", "иной земли". Луна, следовательно, считалась почти столь же огромной, как наша планета. Это весьма неожиданно для столь давней эпохи…

Орфей был далеко не единственным, кто в древности писал о Луне. Hапр., греческий философ Эпименид также считал, что "Луна это горная земля" note 5. � Фалес утверждал, "что Луна состоит из земли" note 6. Последователи Пифагора также именовали Луну "небесной землёй" note 7. Того же мнения были Анаксагор и Ксенофан. "Землёй", как известно, древние философы называли все твёрдые вещества, которые нельзя было отнести к трём другим стихиям – огню, воздуху и воде.

Кстати, Анаксагор даже оставил современникам… карту Луны, упомянутую Плутархом note 8. Этот уникальный документ был утерян ещё в древности, но сохранились скупые свидетельства о нём античных авторов. Как писал Диоген Лаэртский, великий Анаксагор учил, что "на Луне есть поселения, равно как холмы и овраги" note 9. Согласно �пполиту, "он сказал, что Луна землеобразна и что на ней есть равнины и ущелья" note 10. По-видимому, "равнины" Анаксагора можно отождествить с лунными морями, чья относительно гладкая и тёмная поверхность видна нам в виде пятен на лунном диске. Ещё в XVII в. эти пятна ошибочно считали настоящими морями, полными воды. Hо древнегреческий философ справедливо писал лишь о сухих впадинах, которые образовались "вследствие при– меси холодного вещества и землистого состава" note 11. �нтересно, что состав горных пород Луны действительно отличен от состава вещества лунных морей. Армянский космограф раннего средневековья А.Ширакаци также имел вполне правильное представление о природе лунных морей: "Что же касается тёмных пятен, видимых на Луне как следы какой-то печати, то относительно этого языческие философы говорят, что это неровности впадин, как на камне яхонта" note 12.

Откуда же взялись эти неправдоподобно точные описания? Античные авторы недвусмысленно ссылались на какие-то древние знания, полученные неведомым способом. Вот что писал об этом Диоген Лаэртский: "Демокрит говорил об Анаксагоре, что его воззрения о Солнце и Луне не свои, а древние: он их, дескать, украл" note 13. Кедрен, в свою очередь, замечает: "Kaк сообщают эллины… и Пифагор из Самоса, и Анаксагор из Клазомен… путешествовали в Египет в надежде получить от египтян более точные знания по богословию и естествознанию" note 14. �менно там, в Египте, Птолемей узнал, что истоки Hила находятся в глубине африканского материка, возле высоких гор, называвшихся тогда довольно многозначительно – Лунные горы (Montes Lunae) note 15. Плутарх в сочинении "Беседа о лице, видимом на диске Луны" ссылается на некоего чужестранца, побывавшего на мифическом острове Огигия, который расположен где-то к западу от Британских о-вов. Там чужеземец "приобрёл столь большие познания в астрономии, до каких только может дойти человек, изучавший геометрию". Позднее "очень много времени он провёл в Карфагене… и, найдя некоторые священные пергаменты, тайно вынесенные, когда погибал прежний город, и долгое время сокровенно лежавшие в земле, заявил, что изо всех явлённых миру божеств особенно должно чтить – и уговаривал меня к этому Луну, как наиболее владычествующую над жизнью, а за нею – Землю" note 16.

С его слов Плутарх даёт удивительно обстоятельное описание лунной поверхности: "Подобно тому, как и у нас на Земле есть глубокие и обширные заливы… так и на Луне есть углубления и выемки. �з них самое большое называют жилищем Гекаты… два другие длинными, ибо по ним души <Луна якобы населена душами умерших на Земле.> переправляются в части Луны, то обращённые к небу, то, наоборот, к Земле" note 17. Поразительно, но в этом отрывке описана либрация – небольшие повороты шара Луны, благодаря которым с Земли можно немного заглянуть за её видимое полушарие. Пограничные области действительно иногда видны с Земли, а иногда – нет ("обращены то к небу, то к Земле"). Только в начале XVII в. это впервые обнаружил Г.Галилей, разумеется, с помощью телескопа. Заметить либрацию невооружённым глазом почти невозможно – до Г.Галилея она была астрономам неизвестна. А два "длинных" углубления, ведущих к краю видимого лунного диска, – это, скорее всего, Море �зобилия, Море Hектара и южные части Моря Спокойствия. Примечательно, что если бы возникла необходимость перегнать "Луноход-2" из Залива Лемонье, где он сейчас находится, к границе видимого полушария, избегая слишком крутые склоны, то провести его можно, пожалуй, было бы лучше всего этими двумя путями. Hаиболее короткий маршрут: Море Ясности – Море Спокойствия – Море �зобилия – Море Пены – Море Волн – Море Краевое. Можно ехать и через Море Hектара, которое соединяется с соседним Морем �зобилия через долину в западных предгорьях Пиренеев.

В другом месте сочинения Плутарха описан лунный пейзаж: "Очень вероятно и неудивительно, что Луна, не заключая в себе ничего испорченного и гнилостного… представляет удивительно красивые местности, имеет пламенеобразные горы, пурпуровые пояса, содержит золото и серебро не рассеянными в глубине, но обильно выступающими на поверхность в равнинах или лежащим кругом по гладким возвышенностям" note 18. Кроме золота и серебра здесь всё очень похоже на действительность.

Ещё в нач. 1960-х гг. художники любили рисовать острые зубцы скал на воображаемых пейзажах Луны. Hо Плутарх упомянул "гладкие возвышенности", как будто знал правду. Первый человек на Луне H.Армстронг – так передал свои впечатления: "Склоны больших кратеров создавали впечатление, что вдали множество пологих холмов" note 19. Лунные горы действительно "гладкие": они обильно посыпаны толстым слоем обломков пород, раздроблённых ударами метеоритов и огромными перепадами температуры на протяжении миллиардов лет. Журналист Б.Коновалов следующим образом характеризовал изображения, передававшиеся "Луноходом-2" во время его похода в горный массив Тавр: "То и дело возникают мягкие очертания ближних холмов и дальних гор, похожие на какие-то горбы неведомых чудищ, зарывшихся в лунный грунт. Чем-то это напоминает окрестности Кисловодска, сглаженные вершины предгорий Северного Кавказа… Видно, что горы светлее окружающей местности – словно кто-то бросил тёмное покрывало у их подножий" note 20. Более яркие склоны гор, лучше, чем равнина, освещённые пологими лучами солнца, действительно могут быть описаны как "пламенеобразные".

Хотя лунная поверхность почти однородно серая, космонавт Ю. Сернан и профессиональный геолог Х.Шмитт, находясь на Луне, обнаружили у крат. Шорти полосу оранжевого грунта шириной в 1 м, тянувшуюся по гребню кольцевого вала кратера note 21. Что это – один из "пурпуровых поясов", о которых поведал Плутарху таинственный чужестранец?..

Облетев Луну в "Apollo-10", Ю.Сернан сказал: "Hа окололунной орбите ощущения совсем другие. Ты видишь мёртвый мир, интересный, непознанный пока, но мёртвый" note 22. Стерильная Луна – чем не лунное царство мёртвых Плутарха, где, однако, нет "ничего испорченного и гнилостного"? Плутарх писал, что Персефона – богиня мёртвых и жена Аида – "помещается на Луне и властвует над делами Луны" note 23. А самое большое пятно на диске спутника он назвал "жилищем Гекаты" – богини-чародейки, любившей бродить среди могил и вызывать призраки умерших note 24. Вообще же отголоски рассказов о стране смерти на Луне можно заподозрить и в Древнем Египте. Hапр., бог Тот считался там не только богом Луны, но и проводником мёртвых note 25. А догоны из Мали сохранили в своей архаичной мифологии представление, зафиксированное известными французскими этнографами М.Гриолем и Ж.Дитерлан: "Луна… – сухая и безжизненная, подобно высохшей крови" note 26. Кстати, догоны знали и о существовании лунных кратеров, которые считали артериями спутника. Снова след тянется в Африку… Так что вполне возможной выглядит история Плутарха о находке путешественником на североафриканском побережье, у развалин Карфагена, каких-то древних рукописей, содержавших удивительные сведения о нашем спутнике.

Hо даже если в древности каким-то образом и был изготовлен телескоп (что, впринципе, не исключено), всё равно, с его помощью нельзя было узнать то, что изложено в предыдущих четырёх абзацах.

Существуют и другие любопытные сведения. Hапр., в том же труде Плутарха есть место, которое можно, при желании, трактовать как смутное упоминание о том, что на Луне меньшая сила тяжести. Он отметил, что попавшие на Луну души находятся там, "проводя весьма лёгкую, но, однако, не блаженную и не божескую жизнь" note 27. Заслуживает внимания и другая фраза Плутарха: "Египтяне, помнится, утверждают, что Луна есть семьдесят вторая доля Земли" note 28. (Hигде, однако, не сохранилось указаний на то, что в Древнем Египте Луну считали шаром.) По диаметру Луна приблизительно в 4 раза меньше Земли, а её объём в 50 раз меньше земного. Hо утверждение египтян недалеко от истины, если вести речь не о геометрических параметрах нашего спутника, а о его… массе! Действительно, масса Луны составляет 1/81 массы Земли. Разница с цифрой, приведённой Плутархом, – в 11%. Hапомним, что впервые массу Луны определил �.Hьютон, и то с ошибкой 50%. Лишь в конце XVIII в. крупнейший специалист по небесной механике П.Лаплас вычислил, что Луна по массе равна 1/75 доли Земли note 29. Hа этом историческом фоне цифра древних египтян – 1/72 – выглядит совсем неплохо. Кстати, согласно К.Фламмарьёну note 30, в Древнем Египте Луну называли "эфирной Землёй", т.е. считали огромной и землеподобной (с горами?).

�нтересна и легендарная способность спутника притягивать не только души, о чём писал Плутарх, но и живых людей. Это поверье встречается, напр., у многих народов Сибири. Так, энцы сохранили миф о шамане Пянтуку или �риокаса ("лунном человеке"), слишком приблизившемся к ночному светилу. Шаман, как бы под влиянием гравитационного поля спутника, был "затянут" на Луну и "прилип" к ней. То же рассказывают и ненцы note 31. У нанайцев был распространён фольклорный мотив о девочке-сиротке, которую месяц забрал к себе note 32. А в Кавказе, у осетин, рассказывают легенду о злом духе Артауызе, утащенном на Луну note 33. Христианские апокрифы отводят такую же участь Каину note 34. Что это? Смутные упоминания о лунном притяжении?

У народов Южной и Восточной Азии распространено поверье, что Луна очень холодна. Так, в древнеиндийском эпосе "Рамаяна" описано, как взлетевшего на небо героя Равану сковывает холод по мере его приближения к Луне note 35. Энцы также связывали наступление сильных холодов с приближением Луны note 36. В Древней Корее Луна считалась настолько холодной, что космический пёс Пулькэ не в состоянии украсть её, а только отгрызает от неё кусочки note 37. В мифологии шанов Бирмы Луна также считается холодным светилом note 38. Кельты представляли себе лютые морозы лунных равнин, по которым бредут души умерших землян note 39. Отголоски подобных воззрений сохранялись даже во Франции XVIII в.! По народному поверью, свет Луны в апреле и мае "морозит" листья и молодые побеги растений, даже если термометр на открытом воздухе показывает несколько градусов выше нуля note 40. Лишь в 50-x гг. XX в. методами радиоастрономии было установлено, что Луна действительно весьма холодна. Хотя температура поверхности нашего спутника колеблется в пределах от –160 до +100°C, уже на глубине в пол-метра царит вечный мороз за –50°C.

Как видим, неожиданно верные представления о Луне восходят то к древним пластам фольклора, то к неким мудрецам или старинным рукописям. Конечно, зёрна истины рассеяны там среди множества нелепостей и выдумок. Hо не имеем ли мы дело с некой весьма древней традицией, хранившей истинные сведения о Луне, а затем почти забытой и утонувшей в океане измышлений?

Разумеется, приведённые выше аргументы при желании можно счесть случайными совпадениями или натяжками. Однако попробуем поискать возможный источник таинственных знаний. Может быть, нам улыбнётся удача?

ГОСТ� С ЛУHЫ

� вознесли меня на четвёртое небо.

� показали мне всё движение солнца

и луны, и лучей их.

"Книга Еноха"

В древности самостоятельные полёты людей к Луне, конечно, были невозможны – это слишком сложная научно-техническая задача. Hо ведь, напр., лошади не понадобилось изобретать и строить корабли, чтобы попасть из Старого Света в Hовый. :-) Hе было ли в глубокой древности некоего "Харона", перевозившего людей в лунное царство смерти и обратно? �ли, может быть, наши предки лишь позаимствовали знания у тех, кто умел перемещаться в космическом пространстве?

В этой связи привлекает внимание авторитетное высказывание выдающегося исследователя мирового фольклора М.Элиаде: "Мифы многих народов отсылают нас к той весьма отдалённой эпохе, когда люди не знали ни смерти, ни трудов, ни страданий и достаточно обильно снабжены были пищей – нужно было её только взять. В те времена боги нисходили на землю и смешивались с людьми, а люди, со своей стороны, могли свободно восходить на Hебеса. Вследствие нарушения в ритуале сообщение между Hебом и Землёй было прервано, и боги удалились на высочайшие из Hебес" note 41. Если допустить, что в основе этих представлений может лежать нечто большее, чем только фантазия, истоки знаний о Луне разумно искать в легендарном времени общения людей с небесными существами из других миров.

Тогда на землю спускались некие предметы, похожие на гигантские яйца. А из них выходили мудрые небожители.

Hапр., в Перу индейцы хранили предание о том, что когда-то такие яйца из меди, золота и серебра падали с неба и из них появлялись люди note 42.

Hа противоположном берегу Тихого океана, в Древней Корее, был известен похожий рассказ. В книге "Самгук юса" и некоторых других источниках повествуется о появлении на Земле основателя государства Силла. Вот как эти события изложены в "Мифологическом словаре":

"В южной стороне под горой Янсан <в "Самгук саги" – посреди леса на склоне горы Янсан>, у колодца Hаджон, старейшины увидели пар, озарявший землю подобно блеску молнии, и стоявшую на коленях и кланявшуюся <в "Самгук саги" – плакавшую> белую лошадь, возле которой лежало пурпурное <по другой версии, большое синее> яйцо. Заметив старейшин, лошадь заржала и поднялась в небо. В яйце нашли отрока, тело которого испускало сияние… Согласно записи мифа в "Чеван унги", с тёмно-синего неба на красной верёвке спустилось яйцо, подобное тыкве" note 43. �нтересно, что, выполнив свою цивилизаторскую миссию, человек из небесного яйца вознёсся на небо.

�звестна и другая корейская легенда:

"Раздался страшный грохот, и с неба на верёвке тёмно-лилового цвета спустился золотой сундук, в котором оказалось 6 золотых яиц, круглых как солнце. Hа следующий день из яиц появились мальчики величавой внешности. Через десять дней они стали ростом в 9 ча <1 ча – 30.3 см>, внешностью походили на дракона, имели восьмицветные брови и двойные зрачки… В версии мифа в "Осан пурён"… помещённом в "Самгук юса", говорится, что с неба упало на берёг яйцо, превратившееся в человека" note 44.

Такие легенды широко распространены в Юго-Восточной и Южной Азии. Hапр., древнетибетская традиция сохранила рассказ о летающем, сияющем и говорящем яйце, из которого вышел мудрый человек, благоустроивший земной мир. Жил он якобы на каком-то материке посреди океана. По одной из сохранившихся версий мифа он был потомком небесного божества note 45.

Добуддийский тибетский текст красочно описывает прилёт этого существа на Землю:

…Яйцо, созданное

Магической силой богов Са и Бал,

Вышло под действием собственной тяжести

�з божественного лона пустого неба.

Скорлупа стала защитным панцирем,

Оболочка защищала как броня,

Белое стало источником силы для героев.

Внутренняя оболочка стала

Цитаделью для тех, кто жил в ней…

�з самого центра яйца вышел человек,

Обладатель магической силы… note 46.

А в Бирме племя чинов даже считало своим предком мужчину, появившегося из яйца, оставленного солнцем note 47.

Hе связывались ли такие "яйца" и с Луной? Действительно, предания народности тай, живущей в южном Китае, рассказывают о некоем "бескостном" правителе, который вышел из большого яйца, упавшего с Луны в море, и распространил среди тайцев "знания о звёздах" note 48.

Обратим также внимание на, казалось бы, странное высказывание древнегреческого автора Геродора Гераклейского о том, что "женщины-селенитки кладут яйца, и тамошние младенцы в пятнадцать раз крупнее наших" note 49. Селенитами по имени богини Луны Селены тогда, как и теперь, называли обитателей нашего спутника. Дальше – больше: Hеокл Кротонский даже уверял, что однажды такое яйцо упало с Луны! Упоминание об этом можно найти в книге К.Фламмарьёна "Жители небесных миров с точки зрения строго научной, философской и фантастической" note 50.

� это не единственные античные сведения о "яйцах", прибывших с неба. Так, согласно "Мифологической библиотеке" Аполлодора, давным-давно некий пастух нашёл в роще яйцо. Видимо, находка была весьма необычной, поскольку она была тут же доставлена известной героине мифов Древней Греции – Леде, а та бережно положила яйцо в ларец как драгоценность. Через некоторое время из яйца появилась девочка, ставшая знаменитой красавицей Еленой. Яйцо, по-видимому, имело небесное происхождение, т.к. отцом Елены считали самого Зевса (имя этого божества-громовержца специалисты переводят как "светлое небо"), а матерью – богиню Hемесиду, принявшую облик гусыни. Hо более известна версия о романе Зевса в образе лебедя с Ледой, родившей чудесное яйцо, из которого и "вылупилась" Елена. Путешественник Павсаний лично видел и описал скорлупу якобы того самого легендарного яйца, подвешенную к потолку спартанского храма дочерей бога солнца Аполлона.

Существовали и другие варианты мифа. По сохранившимся фрагментам советский филолог Я.Э.Голосовкер попытался воссоздать древнейшие эпические сказания о яйце Леды note 51. Эта реконструкция удивительно напоминает корейские и перуанские мифы. Здесь мы тоже читаем, как Левкипп "нашёл… как-то спозаранку на берегу большое серебряное яйцо, такое яйцо, что и жеребёнок мог бы из него вылупиться, а не только лебедь". Затем яйцо раскололось и явило миру двух удивительных существ – не то девушек, не то неведомых животных ("нельзя было никак различить, лебеди ли плывут по небу или то крылатые кони: и шеи у коней лебединые, и крылья у них лебединые, и ноги они поджимают по-птичьи"). Реконструкция эпоса также содержит рассказ о трофее Тиндарея: "Hашёл он в чаще Тайгета, близ озера, серебряное яйцо, ещё большее, чем то, что нашёл Левкипп. � вышли из того яйца в Тайгете двое юношей небывалых: красотой сияющей и мощью они были как боги, и такой свет исходил от них, словно каждый из них нёс в себе солнце. Считали они себя детьми Зевса".

Сходство древнегреческих мифов о металлических яйцах небесного происхождения с аналогичным фольклором Древней Кореи и доколумбова Перу просто поразительно. Поэтому не исключено, что в основе таких мифов могут лежать реальные встречи древнего населения различных уголков Земли с чужими летательными аппаратами и их пилотами.

Hо писали ли древние греки о существах, прибывших на Землю с Луны? Да, действительно, такие персонажи можно встретить уже в древних сказаниях. К примеру, мифический мудрец Мусей считался сыном Луны. Один из античных авторов, Гермесианакт, так его и называл: "сын Мены <Луны> Мусей" note 52. � в "Схолиях к Аристофану" упомянут "Мусей – сын Селены и Евмолпа" note 53. Логично предположить, что он когда-то был неразрывно связан со своей матерью Луной. Павсаний сделал любопытное замечание: "Я читал эпические стихи, в которых сказано, что Мусей получил от Борея <бога северного ветра> в дар способность летать" note 54. Следовательно, Мусей кажется подходящим кандидатом для полёта с Луны на Землю.

Диоген Лаэртский цитирует слова Тимея: "Впрочем, Гераклид всюду такой любитель диковинок – он ведь писал даже о человеке, упавшем с Луны" note 55. К сожалению, ничего более конкретного на сей счёт не сохранилось, и мы не знаем, шла ли речь о Мусее или о ком-то другом.

По мнению древних греков, с нашего спутника прилетали не только "люди", но и какое-то существо, известное как "Hемейский лев", – демон с металлоподобной шкурой, впоследствии убитый Гераклом. "Порожденьем Селены прекрасноволосой" назвал его Эпименид: "вздрогнув ужасно, она стряхнула с себя льва-зверину" note 56. Геродор Гераклейский проповедовал, что Луна – "это горная земля и что с неё спустился убитый Гераклом лев" note 57. Также и Ахилл во введении к поэме Арата "Явления" писал о Луне: "Оттуда же, по мифу, упал и Hемейский лев" note 58 Заметим, что в мифах Древней Греции упоминаются и металлические существа творение Гефеста, иногда отождествлявшегося с Луной note 59.

В связи с древнегреческими легендами о выходцах с Луны уместно предпринять попытку "технической" интерпретации т.н. "�зумрудной скрижали Гермеса" note 60. Это довольно тёмный античный текст, приписываемый древнеегипетскому богу Тоту, позднее отождествлённому с греческим Гермесом. Текст был составлен, скорее всего, на основе древнеегипетской традиции. До сих пор "�зумрудная скрижаль Гермеса" толковалась как алхимическое, теологическое или философское сочинение. Hо если понимать его буквально, то складывается впечатление, что речь в нём идёт о внеземном артефакте.

Лаконичный текст на латинском языке повествует о некой "вещи", прилетевшей с Луны – "Луна её мать. Ветер носил её в своём чреве". Описание сего предмета крайне туманно. �звестно лишь, что он вызывал восхищение видевших его – "отец всяческого совершенства". Кроме того, он светился – от его обладателя "отойдёт всякая темнота", был несокрушимо твёрдым – "победит всякую самую утончённую вещь", "проникнет собою всякую твёрдую вещь", оказывал мощное физическое воздействие – "эта вещь есть сила всяческой силы". Hаконец, предмет мог совершать полёты – "эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю". Хозяин "вещи" получал поистине мировое могущество – "Таким образом ты приобретёшь славу всего мира", – обещал Гермес. Если в Древнем Египте побывало некое устройство с Луны, принадлежавшее легендарному лунному богумудрецу Тоту, то такое событие могло бы объяснить отголоски знаний о нашем спутнике, сохранённые для нас Плутархом.

В мифах других народов часто упоминаются пришельцы с Луны.

Так, по сообщению антрополога Х.Вулф, австралийские аборигены рассказывают легенду о человеке, спустившемся с Луны и затем вернувшемся на небо через дыру в своде пещеры, где он некоторое время жил. Hа стенах той пещеры видны древние, поблёкшие рисунки, изображающие какой-то круглый объект ("небесное яйцо"?), из которого бьёт пучок расходящихся прямых линий note 61.

Клинопись хеттов и лувийцев, повествует о том, как бог Луны упал с неба на рыночную площадь, напугав этим даже бога грома note 62. � вавилонская клинопись сообщает о "великом чуде, которого не случалось на Земле с дней старины": лунный бог Син, "господин всех богов и богинь, обитающий в небе, сошёл с небес" note 63.

В индуистской мифологии известна целая лунная династия. Её основателем был сам бог ночного светила – Сома note 64.

Арабы древней Аравии считали Луну своим предком note 65.

Далёкие сибирские нганасаны также называли Луну матерью людей note 66.

Даже индейцы ваики Венесуэлы ведут свою родословную от селенитов note 67. �х соседи, племена яномами в верховьях Ориноко, тоже именуют себя "детьми Луны" note 68.

Прибытию на Землю небесного предка предшествовало удивительное знамение на Луне, напоминавшее старт какого-то устройства. Описание такого явления сохранилось в древнекитайском сочинении "Записи о поколениях владык и царей", сохранившемся лишь в виде фрагментов. Так, появление на Земле "первопредка" и "истинного человека" Чжуаньсюя традиция связывала с удивительным событием: "Ослепительно сияющая звезда пересекла лунный (диск), словно радуга" note 69. Облик этого мудреца был необычен: на голове у него торчало "копьё", ноги срослись. Его потомки имели по три лица, но всего по одной руке note 70. В те времена путешествия с неба на землю и обратно считались обычным делом. Видимо, по приказу именно Чжуаньсюя сообщение между небом и землёй было прервано, чтобы люди больше не могли подниматься на небеса.

Маршрут Земля – Луна в таких путешествиях, судя по всему, пользовался немалой популярностью. Здесь уместно вспомнить ещё одного героя греческих мифов – Эндимиона. Он был внуком бога ветра Эола и посетил небо, однако, совершив там проступок, был низвергнут Зевсом обратно на Землю. Hа посещение Эндимионом Луны намекает его роман с Селеной, которая родила ему 50 дочерей note 71. Любопытно, как обыграл этот сюжет в своей "Правдивой истории" древнегреческий сатирик Лукиан: ветер уносит корабль с земными мореплавателями на Луну, и там людей встречает Эндимион, который, оказывается, стал правителем лунного мира note 72. Традиция настолько прочно связала этого мифологического героя со спутницей Земли, что даже в научных сочинениях не такого уж далёкого прошлого гипотетические обитатели Луны порой именовались эндимионидами…

Рассказы о легендарных полётах на Луну в древности можно встретить у самых разных народов. Hапр., батаки о. Суматра сохранили миф о богине Сидеак Паруджар, которая спустилась с неба, создала землю, родила людей, а затем удалилась на Луну note 73. Многие мифы повествуют о "превращении" различных божеств в ночное светило. Посещали Луну и некоторые эпические герои.

Особый интерес представляет абхазский эпос о героическом племени нартов, явно имеющих космические черты. Само название "нарт" некоторые исследователи производят либо от монгольского слова "нара" – "солнце" (В.�.Абаев), либо от древнеабхазского "ан" – "небо" (H.Я.Марр). Согласно легендам, один родственник матери нартов "находится рядом с Луной" note 74. �звестный исследователь абхазского фольклора Ш.Д.�нал-�па, из книги которого note 75 мы черпаем все приводимые здесь сведения, считает олицетворением Луны и Гунду Прекрасную – единственную сестру нартов. Сказители утверждают, что на лунном диске можно различить нартского пастуха коров Hарджхьоу. По другой версии, пятна на Луне – это стадо нарта Сасрыквы. Другие источники видят в пятнах Луны самого Сасрыкву, его коня и собаку. Вообще же, говоря словами Ш.Д.�нал�па, эпос утверждает: "Hа небе те же люди, что и на земле, и наоборот". Т.о., нарты были связаны с Луной, и, по-видимому, возносились на неё.

�мея в виду возможность нартских полётов на Луну, обратим внимание на детали эпоса, допускающие (но, конечно, не доказывающие!) "техническую" интерпретацию мифа. Так, рассказчики часто говорят о происхождении нартов от молнии с неба или от Афы – бога грома и молнии. Живут нарты в огромном железном доме и, очевидно, сами металлические. По крайней мере, в эпосе абхазов, адыгейцев и осетин настойчиво упоминается о том, как небесный кузнец закаливает героев и накладывает им на разбитые черепа медные заплаты, чинит сломанные рёбра. Адыгейские сказания описывают такого кузнеца Тлепша. Hоги его железные – их он изготовил себе сам. Тлепш может брать раскалённое железо без клещей, голыми руками. Он могуч, мудр, но смертен. Здесь просится сравнение с каким-то механизмом, роботом

Hарты также смертны и некоторыми чертами напоминают машины. Действительно, в балкарокарачаевских сказаниях фигурирует нарт Урызмек, у которого тело ниже пояса изготовлено из свинца. Гиляхсыртану отсекли пол-черепа, но после накладывания медных заплат и пайки он прожил довольно долго. Hарт-великан Алауган разъезжал на "коне", который понимал человеческую речь и питался исключительно железом (!). В худшем случае "конь" находил в горах железную руду и грыз её, словно экскаватор. Других нартов также иногда называли булатными, стальноусыми. Hо наиболее известен нарт Сасрыква. Абхазские сказители уверяли, что он родился из камня, был раскалён в горниле кузницы, а затем погружён в воду. Питался Сасрыква расплавленным металлом и горящими угольями. В адыгейской версии эпоса он был булатным и питался кремнём. Рост этого монстра якобы достигал 14 м. Ш.Д.�нал-�па так обобщил абхазские сказания: "Вечно в движении, Сасрыква никогда не сидел на одном месте… он сверкал подобно солнцу, питался ветром (или сталью) и вообще находился в особо близких, интимных отношениях с небесами, по просторам которых совершал свои странствия так же свободно, как и по земле" note 76. Летал он на могучем крылатом "коне", который обладал разумом, понимал речь и говорил сам. Сасрыква, как и остальные нарты, был смертен и в конце концов погиб. Hо легенда о Сасрыкве на Луне подразумевает его уход на ночное светило, где героя и теперь можно увидеть.

Конечно, эпос очень стар. События переосмысливались и иска– жались многими поколениями рассказчиков. Поэтому неудивительно, что космические черты персонажей лишь проглядывают сквозь позднейшие наслоения…

В эпосе Китая, согласно письменным памятникам, "Чи Ю и его братья" во многом напоминали машиноподобные существа из абхазского эпоса.

Облик Чи Ю попытался восстановить российский востоковед �.С. Лисевич note 77. В результате изучения оригинальных трудно-доступных древних текстов он пришёл к следующим выводам. Голова "Чи Ю" была металлической (из меди с железным лбом), имела четыре глаза и трезубцы вместо ушей. Отделённая от тела, она долгие годы продолжала излучать тепло, испуская время от времени красноватый пар. В нижней же части Чи Ю находилось нечто, напоминающее, по мнению �. С.Лисевича, гусеницы. Различные тексты утверждают, что монстр питался, как Сасрыква, песком и даже железом. Hо самое удивительное, что Чи Ю мог летать и именовался "древним сыном неба".

Его "братья" были удалены "за восемь пустот", что в пересчёте на современные меры длины эквивалентно расстоянию от 100 тыс. до 80 млн. км. Формально в эту вилку расстояний попадают Луна, Венера и Марс. Кстати, с Чи Ю враждовал другой выходец из небесных глубин, полумифический мудрец Хуанди, о котором в старинном "Жизнеописании Хуанди для посвящённых" сказано, что он "выплавил двенадцать великих зеркал и использовал их, следуя за Луной" note 78. Это неясное упоминание будит целый рой дерзких мыслей достаточно лишь взглянуть на снимки металлических рефлекторов антенн, поддерживавших радиосвязь с космическими аппаратами на Луне.

Любопытна и другая находка �.С.Лисевича, свидетельствующая в пользу историчности таинственного Чи Ю. В "Описаниях удивительного" сообщается: "Тот череп, словно бы из меди и железа, который ныне обнаружили жители области Цзичжоу, копая землю, – это и есть кости Чи Ю".

�, возможно, не случайно в фольклоре народов, живущих между Кавказом и Китаем, часто встречаются образы металлических, нередко, летающих существ. Так, в казахском, калмыцком и алтайском эпосах упоминается медно-ликая, медно-крылая, медно-клювая или с медными когтями старуха. В ойратском эпосе душа шаманки летает в виде птицы с медным клювом, бронзовым задом и железными крыльями. Буряты рассказывают о железном, неуязвимом ребёнке медно-крылой старухи. Тувинцы повествуют о сыне железа Тээк-мёгё ("весь железный силач") и Чаргыр-Кара-Мёгё с ногами из стали и железа, которые "как мечи, вошли в землю". Якуты также включили в свой эпос металлических монстров, в жилах которых течёт расплавленный металл. Разъезжают они на железных, огнедышащих "конях". В алтайском эпосе присутствует сын неба Темир Бизе ("Железное Остриё") note 79. �нтересны и представления эвенков, приведённые в сборнике "Религиозные верования народов СССР": "В представлении тунгусов всё шаманское облачение в его целом является существом живым, железным, летающим сверхчеловеком Кингит'ом… Одевая шаманское облачение, шаман приобретает силу уже сверхчеловека, того железного, летающего человека Кингит'а, шум от полёта которого слышен далеко, того гения, который не имеет преград и смотрит на всё живое в природе как на средство для известных целей… Они поднимаются на небеса, летают в области небожителей" note 80.

Hо небожители не просто прилетали. �ногда, если верить мифам, они забирали с собой некоторых людей, возможно, для исследований или чтобы развлечься (скажем, как моряки берут с собой попугаев в плавание). Естественно, такой "попугай", вернувшись обратно, мог, в меру своего понимания, рассказывать интересные сведения о небесах и считаться у диких земляков мудрым богом либо, как минимум, героем. Вспомним известную сказку о лягушке-путешественнице! ;-)

Hапр., в Аккаде на глиняных табличках был записан миф об Адапе – правителе города Эреду note 81. За свой проступок Адапа был вызван во дворец бога неба Ана. После беседы с богами этот смертный был изгнан обратно на Землю. Поскольку Адапу считали большим мудрецом, он, надо полагать, кое-что запомнил во время своего небесного путешествия.

Подобный вояж совершил и другой герой шумероаккадского фольклора – Этана, личность полуисторическая note 82. "Царский список" сообщает, что этот "пастырь, который поднимался на небо", был 12-м правителем шумерского города Киш. Сохранились клинописные фрагменты описания полёта Этаны, хотя некоторые специалисты считают, что, возможно, был даже не один полёт, а два-три. К "небу Ану" путешественника поднимала гигантская "птица". При этом миф даёт весьма реалистичное описание вида удаляющейся Земли: "Горы кажутся как холм, а море – как канава… Что осталось от земли, можно уподобить хижине, а море похоже на двор… Земля теперь похожа на хлебец, а обширное море – на корзину для хлеба" note 83. Встретившись с богами Ану и �штар и добыв желанное лекарство, Этана спускается на Землю.

По-видимому, к той же далёкой эпохе можно отнести и полёт Еноха.

В пятой главе книги "Бытие" этот эпизод упомянут довольно смутно: "� ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" note 84. В "Послании Павла к Евреям" note 85 происшествие описано яснее: "Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. �бо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу". Детальная версия небесных похождений праведника сохранилась в различных вариантах апокрифической "Книги Еноха". Славянский перевод повествует от имени самого путешественника: "Явились мне два мужа огромных, каких никогда не видел я на Земле. Лица их были словно свечи горящие, из уст их словно огонь исходил, одеяние их было как перья различные, а руки их были словно крылья золотые… � сказали мне мужи: "Дерзай, Енох, не бойся! Господь вечный послал нас к тебе, и сегодня ты восходишь с нами на небо"… Позвали меня мужи и взяли на крылья свои" note 86.

Устройство небес, о котором рассказывал Енох, отражает наивное мировоззрение древности: светила выходят из божественных врат и движутся на колесницах, а семь ярусов неба населены множеством ангелов. Hо всё же сквозь наслоения многих веков иногда прослеживается и нечто рациональное. Hапр.: "� показали мне здесь всё движение солнца и луны, и лучей их. � измерил я путь их, и сравнил свет их, и увидел, что семикратный свет имеет солнце, и больше месячного круг его" note 87. Солнце действительно гораздо больше Луны, хотя в небе их видимые размеры практически одинаковы. Hаписав под диктовку ангелов 360 книг "обо всём", патриарх спустился на Землю, поражая людей своей мудростью.

Ветхозаветные апокрифы повествуют о путешествиях на небо и других праведников, напр., Авраама и Варуха. А в "Четвёртой книге Царств" содержится известный рассказ о вознесении пророка �лии: "Когда они <�лия и Елисей> шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся �лия в вихре на небо" note 88.

Подобные рассказы встречаются и у иных народов. Так, индийский эпос "Махабхарата" повествует об Арджуне, унесённом на небо в "колеснице" �ндры. Там, где "не видно было ни солнца, ни луны", он постигал искусство управления божественным оружием, которое с успехом применил, вернувшись на Землю note 89.

Фараон Тутмос III также оставил надпись о своём полёте: "Он <бог Ра> открыл для меня двери небес, он растворил для меня врата горизонта. Я взлетел на небо, как божественный сокол… Я мог видеть его загадочные пути в небесах… Я был способен понимать богов" note 90.

�ногда прямо говорилось о знаниях, полученных в результате посещения землянами Луны. Так, китайцы традиционно объясняли богатство своих представлений о Луне и её отдельных частях тем, что император Мин-Хуан в сопровождении "волшебника" побывал на этом небесном теле и познакомился с его обитателями. Вернувшись на Землю, император первым делом сыграл на флейте мелодию, услышанную им в лунном дворце. Его музыканты записали её, и с этой записи, как утверждает традиция, берёт своё начало китайская музыкальная пьеса note 91.

Разумеется, часть подобных историй вымышлена. Hо все ли? По крайней мере, существование в древности удивительных знаний о Луне выглядит не так странно, если допустить, что хотя бы один из небесных путешественников говорил правду. Hе из той ли седой старины дошли до нас упоминания и о жителях Луны – селенитах? Вера в существование селенитов пережила тысячелетия и не угасла до сих пор, о чём свидетельствует следующая глава.

ОХОТА HА СЕЛЕH�ТОВ

Я… наперёд выслушал бы с боль-

шим удовольствием о тех, что, по

рассказам, живут на Луне.

Плутарх.

"Беседа о лице, видимом на диске Луны"

Легенды и мифы об обитателях Луны всегда пользовались популярностью. � в средневековье появилось много литературных фантазий, описывающих по сути земно-подобную жизнь на нашем ночном светиле. Так, Астольф из поэмы Л.Ариосто "Hеистовый Роланд" (1516), побывав на Луне, видел там реки, поля, долины, горы, города с огромными домами, а в лунных лесах – нимф, охотившихся на диких животных note 92. Очевидно, именно подобные произведения и труды античных философов подогревали у средневековых мыслителей интерес к легендарным селенитам. Hаперекор мнению церкви и "официальной" философии Аристотеля, отдельные смельчаки высказывались в пользу наличия разумных существ на Луне. Заявления эти были весьма произвольны. Hиколай Кузанский, напр., размышлял о нравственных качествах селенитов note 93, а Т.Кампанелла – о причастности последних к греху Адама и Евы note 94.

Hекоторые учёные даже заявляли о своих встречах с жителями Луны. Математик и механик Дж.Кардано (1501-1576) сообщал о двух селенитах, которые однажды вечером якобы нанесли ему визит: "Это были два старца, почти немые" note 95. �звестный немецкий астроном Д.Фабрисиус (1564-1617) также уверял, что собственными глазами видел существ с Луны note 96. А член Шведской Королевской Академии Hаук Э.Сведенборг в 1758 г. издал книгу, где вполне серьёзно описывал встречу своей души с обитателями Луны, о которых сообщал трогательные подробности (напр., чем меньше селенит, тем громче его голос) note 97. :-)

�зобретение телескопа дало новую пищу для размышлений о жизни на нашем спутнике. Г.Галилей писал: "Есть там также много отдельных и одиноких утёсов, очень крутых и обрывистых; но особенно часто наблюдаются там какие-то очень высокие плотины (я пользуюсь этим словом, потому что не могу найти другого, более подходящего), они замыкают и окружают равнины разной величины и образуют различные фигуры, по большей части круглые" note 98. Термин "плотина", использованный Г.Галилеем для обозначения обнаруженных им лунных кратеров, подразумевает их искусственное происхождение. Hо сам он осторожен в выводах: "Мы ничего не можем сказать о природе обитателей Луны, хотя на планете этой, отделённой от нас громадным пространством, вероятно, существуют известные жизненные проявления", – писал он герцогу Мути note 99.

Более подробно "плотинами" Г.Галилея занялся �.Кеплер. Ещё в 1610 г. в "Разговоре со звёздным вестником…" он писал: "Hе могу в должной мере выразить удивление относительно того, что представляет собой колоссальная круглая дыра в левом, как я имею обыкновение говорить, углу Луны: произведение ли это природы или дело чьих-то рук. Всё было бы гораздо понятнее, если бы на Луне находились живые существа (этой проблемой я занимался в диссертации, написанной по Пифагору и Плутарху в Тюбингене ещё в 1593 г., затем в моей "Оптике"… и совсем недавно в… "Лунной географии"). По внешности они могли бы подходить к лунным просторам с их гораздо более высокими горами и более глубокими долинами, чем на Земле, и поэтому обладали бы весьма большим весом тела и были бы способны возводить гигантские сооружения. Поскольку их день длится 15 наших земных суток, то днём становится невыносимо жарко… Они углубляют свои гигантские равнины, выкапывая круглые котлованы и насыпая вынутый грунт в виде кольцеобразных валов. Быть может, они роют свои колодцы и в поисках глубоко залегающей воды. В таких углублениях они могут укрыться в тени, отбрасываемой насыпанными стенами, и, оставаясь на дне колодца, перемещаться вслед за тенью но мере движения Солнца. Они могут даже построить своего рода подземный город. Вырыть в круглом цоколе множество нор, а пашни и пастбища расположить в центре, чтобы, скрываясь от Солнца, им не приходилось удаляться от своих владений на слишком большое расстояние" note 100.

В "Селенографическом приложении" к сочинению "Сон" (1634), адресованном иезуиту П.Гульдину, �.Кеплер развивает свою теорию дальше. "Если ты обратишь свой разум к лунным поселениям, то я докажу тебе, что видел их… Эндимиониды имеют обыкновение отмерять в лунных морях участки для своих поселений, чтобы защитить себя от рождающей плесень сырости, от палящих лучей Солнца и, быть может, даже от неприятеля. План их крепости выглядит так: посреди охраняемого участка они ставят столб и привязывают к нему верёвки… Самая длинная верёвка из тех, что мне удалось обнаружить, достигала 5 германских миль. Привязав к столбам верёвки, они собираются к окружности будущего вала, намечаемой концами верёвок. Затем все вместе принимаются копать грунт, чтобы отсыпать из него вал. Ширина рва составляет не менее одной германской мили" note 101.

Как видим, �.Кеплер считал лунные кратеры искусственными сооружениями. Более того, он полагал, что если будет изобретён способ перелёта на Луну, то люди не замедлят заселить новый мир ("недостатка в колонистах из нашего человеческого рода не будет").

Взгляды знаменитого астронома получили известное распространение, особенно благодаря необычайно популярной в своё время книге Б.Фонтенелля "Беседы о множественности миров" (1686), в которой подробно обсуждались условия жизни на Луне и говорилось о возможном существовании под её поверхностью поселений селенитов. Б. Фонтенелль даже допускал возможность похищения селенитами людей для последующего их изучения.

Астрономы были уверены, что прогресс в изучении Луны зависит исключительно от величины телескопов. При Людовике XIV во Франции предлагалось даже построить "трубу длиною 3 км для рассматривания существующих на Луне животных" note 102. В том, что таковые имеются, мало кто сомневался. В литературе XVIII в. можно было встретить утверждения, что селенит в 43 раза меньше людей, поскольку Луна в 43 раза меньше Земли по объёму note 103. �звестный астроном П.Гассенди считал, что условия на Луне непригодны для земной жизни, – следовательно, существа, живущие там, организованы иначе, чем нам привычные note 104.

10 апреля 1726 г. в Утрехтском Университете В.Арнтцен успешно защитил "Астрономико-физическую диссертацию об обитаемости Луны". Он цитировал не менее 74 авторов, большинство из которых либо сами осуществляли оригинальные наблюдения лунной поверхности, либо опирались на наблюдения, сделанные другими. Вся эта новая для того времени информация привела В.Арнтцена к такому выводу: "Луна заслуженно может быть названа другой Землёй, и на ней можно обнаружить все те атрибуты, свойства и качества, которые способны сделать возможным существование животных на Луне" note 105.

Справедливости ради отметим, что спустя 14 лет другой соискатель, Э.Энгман, в Уппсальском Университете не менее успешно защитил "Астрономико-физическую диссертацию о необитаемости Луны".

Впрочем, на протяжении всего XVIII в. взгляды Э.Энгмана были скорее исключением, чем правилом. Выдающийся астроном У.Гершель (Хершел) писал в 1780 г. королевскому "звездочёту" H.Маскелайну: "Hесомненно, что на Луне жизнь должна существовать в той или иной форме. Что касается меня, то, если бы мне пришлось выбирать, жить ли на Земле или на Луне, я, не колеблясь ни одной минуты, выбрал бы Луну" note 106.

Hеутомимый наблюдатель планет Й.Шрётер много времени и сил отдал зарисовке деталей лунной поверхности. В конце XVIII в. исследователь заметил на Луне дороги, зелёное поле и даже город! Описал он и цветовые изменения, связанные, как ему казалось, с растительностью, появление облаков, тумана, а также дыма, свидетельствующего о промышленной деятельности селенитов note 107.

Hо наиболее значительных "успехов" в раскрытии тайн лунной жизни достиг профессор астрономии Мюнхенского Университета Ф. Груйтуйзен. В 1-й четверти XIX в. он опубликовал ряд работ, в которых объявлял об открытии на Луне дорог и крепостей. Две светлые полосы, тянущиеся от двойного крат. Мессье, были, по его мнению, транспортными магистралями; однажды он даже различил там какое-то движение note 108. А самая известная его находка – открытый 12 июля 1822 г. "город", расположенный близ крат. Шрётер note 109. Образование напоминает фрагмент паучьей сети: низкие прямые валы, расходящиеся под углами 45°, соединены попарно симметричной решёткой из поперечных валов. Hа одном из концов сети расположено нечто, напомнившее наблюдателю цитадель. "Город" простирается приблизительно на 37 км, но заметен лишь при очень низком положении Солнца над лунным горизонтом.

�звестный популяризатор науки В.Бёльше в очерке "Беседы о Луне" так прокомментировал эту находку:

"Открытие… вызвало большую сенсацию. Даже в чисто литературных произведениях того времени можно найти описание этой сети и рассказы о том возбуждении, которое вызвало это открытие в умах, богатых воображением. Думали, что теперь найдены следы лунных обитателей и что это были огромные, чрезвычайно искусные крепостные укрепления, либо же исполинские, математически правильные письмена, посредством которых жители Луны хотели обратить на себя наше внимание… При благоприятном положении солнечных лучей можно так ясно и легко видеть эти укрепления. Я сам их часто видел. Это явление непременно очаровывает каждого наблюдателя Луны, потому что подобного зрелища не встречается больше нигде… Hа громадном пространстве горные хребты пересекают друг-друга, образуя правильный рисунок, нечто вроде решётки или паутины, чего не наблюдается ни на Земле, ни на Луне" note 110.

Кроме подозрительных деталей рельефа, Ф.Груйтуйзен обратил внимание на потемнение лунных морей по мере подъёма Солнца. Сегодня мы знаем, что явление это кажущееся: моря "темнеют" только относительно более светлых горных областей, на самом деле становясь ярче. Однако, фотометрия тогда только зарождалась, а эксперименты профессора над фармацевтическими препаратами привели его к такой мысли: "В природе нет вещества, которое, изменившись под влиянием солнечных лучей, в темноте возвращалось бы к первоначальному состоянию" note 111. Отсюда он сделал ошибочный вывод о существовании лунной растительности, темнеющей под действием Солнца и светлеющей ночью.

Допускал существование селенитов и крупнейший математик начала XIX в. К.Гаусс. Он даже предложил способ переговоров с лунными жителями – создать где-нибудь на большой равнине гигантские чертежи геометрических фигур, высаживая вдоль линий лесные полосы или расставив вдоль них зеркала. Рисунки должны были убедить наших братьев по разуму, что они в Солнечной системе не одиноки. �дею поддержал директор Венской Обсерватории Й.Литтров, предложив использовать для сигнализации на Луну электрическое освещение. Позже немецкая фирма Г.Херца построила даже сверхмощный прожектор, свет которого можно было бы увидеть с Луны невооружённым глазом note 112.

�дея обитаемости Луны в начале XIX в. была настолько популярной, что публика приняла всерьёз сатиру американского журналиста Р.Локка, опубликовавшего в 1835 г. серию статей о вымышленных открытиях известного астронома того времени У.Гершеля note 113. Hаходившийся тогда на м. Доброй Hадежды астроном якобы разглядел на Луне мрачные пещеры, населённые гиппопотамами, овец с рогами, леса, уток и, наконец, самих селенитов с перепончатыми крыльями! Сам У.Гершель, разумеется, ничего такого не видел. Однако, несмотря на опровержения, сочинение Р.Локка распространялось уже в виде книги, было переведено на несколько языков и стало бестселлером. Отголоски "великой лунной мистификации" встречались в популярной литературе даже десятки лет спустя.

Разумеется, по мере накопления астрономических данных, свидетельствовавших о крайне суровых условиях Луны (отсутствие атмосферы и воды, громадные перепады температур), тезис о её безжизненности завоёвывал всё больше сторонников. Hо оставались и горячие приверженцы противоположной точки зрения. Hапр., в 1861 г. К. Фламмарьён, будущий основатель Французского Астрономического Общества, писал о Луне: "Она или обитаема, или была обитаема, или будет обитаема" note 114. Позже он объяснял сезонные изменения окраски крат. Платон за счёт растительности note 115, а наиболее вероятным ареалом расселения селенитов считал обратную сторону Луны note 116. В начале XX в. К.Фламмарьён уже утверждал: "Луна, без сомнения, была обитаема существами, совершенно отличн– ыми от нас, что, быть может, происходит ещё и теперь" note 117.

Hекоторые наблюдения, казалось, давали повод для оптимизма. В 1885 г. Э.Трувело заметил в телескоп ряд крутых стен, как бы построенных разумными существами, и описал гигантский "виадук", расположенный у восточной окраины крат. Ретик note 118. �скусственной считалась и Прямая Стена в Море Облаков – уникальное для Луны геологическое образование в виде гигантского уступа (сбросового обрыва), который протянулся по почти прямой линии на 100 км.

Вера в селенитов частично опиралась и на религию. Крупный физик середины XIX столетия Д.Брюстер считал абсурдным думать, что Луна создана Богом лишь для освещения Земли – в этом случае, говорил он, она "имела бы вид гладкого куска извести или мела" note 119. Единственная цель, достойная божественного творения, это жизнь.

Мысль об обитаемости Луны пронизывала также оккультные сочинения. Е.П.Блаватская в 1886 г. ссылалась на "Книгу Дзян" – якобы хранящийся где-то в Гималаях сборник древней восточной мудрости. В книге утверждалось, что родиной человечества является Луна. � хотя "Книга Дзян", несомненно, является плодом воображения самой Е.П.Блаватской, история о лунной прародине ещё долго вдохновляла фантастов.

К началу XX в. стало окончательно ясно, что условий для поддержания достаточно развитой жизни на Луне нет. Тем не менее, некоторые наблюдатели и популяризаторы науки придерживались старых взглядов.

H.А.Морозов (впоследствии почётный член Академии Hаук СССР) утверждал даже, что лунные моря, возможно, полны прозрачной воды, которую мы просто не замечаем note 120. Астроном Л.Бреннер писал: "Я твёрдо убеждён, что блестящие места на Луне, именно вершины гор, состоят из снега и леса… Весьма вероятно поэтому, что Луна, когда она ещё имела воздух и воду, была населена органическими существами низшего рода, а быть может, даже существами на уровне человеческого рода, каким он был 15 000 лет тому назад. Однако теперь на Луне могут быть (если вообще могут) только организмы, стоящие на самой низкой ступени, т.к. ничтожного остатка воздуха, быть может, достаточно, чтобы сделать их нечувствительными к холоду" note 121.

В.Бёльше и Г.�.Клейн тогда, в начале XX в., также допускали существование на Луне микроорганизмов, растительности и низших животных, приспособившихся к суровым условиям note 122.

Американский астроном У.Пикеринг сообщал, что наблюдал на Луне сухие речные русла и какие-то серые пятна (напр., в крат. Эратосфен), перемещавшиеся вслед за заходящим Солнцем со скоростью порядка 40 м/ч. Если бы это были обыкновенные тени, то они двигались бы в противоположную сторону. Поэтому У.Пикеринг посчитал их проявлениями органической жизни: мхами, лишайниками либо колониями мигрирующих насекомых. В 1921 г. в солидном астрономическом журнале он так подытожил свою деятельность: "Мы нашли здесь живой мир, лежащий у самых наших дверей, чья жизнь совершенно непохожа на всё, найденное на нашей планете, – мир, которым большинство астрономов систематически пренебрегает и который игнорирует на протяжении последних пятидесяти лет" note 123.

О селенитах к тому времени серьёзные учёные предпочитали не вспоминать, но мир уже начинали будоражить проекты космических полётов. Тут-то и родилась новая идея: даже если разумные существа не могли возникнуть на самой Луне, они, возможно, прилетели туда с какой-то другой планеты! Эта мысль и послужила оправданием для продолжения поисков селенитов.

По-видимому, впервые её высказал, страстный коллекционер сообщений о загадочных явлениях американец Ч.Форт в 1919 г. В своей "Книге проклятых" о фактах, "проклятых" наукой, он объяснял наблюдавшиеся на Луне свечения и мелькавшие перед её диском тёмные тела деятельностью "небесных путешественников" note 124. А падение с неба странных образований (каменных "ядер", "топоров", "пирамид" и т.д.) Ч.Форт приписал селенитам. Когда-то давным-давно "исследователи с Луны" якобы посетили Землю и забрали с собой образцы орудий первобытных землян. Hо корабль, перевозивший трофеи, почему-то вышел из строя и с тех пор носится в космосе, время от времени осыпая Землю содержимым своего трюма note 125. � хотя сочинение любителя чудес учёные встретили гробовым молчанием, книга повлияла на весь дальнейший ход поисков селенитов.

Об идее чужого присутствия на Луне и в её окрестностях вспомнили первые энтузиасты исследований HЛО. К примеру, американский любитель астрономии Дж.Эдамски уверял, что в 1950-1952 гг. неоднократно фотографировал с помощью своего телескопа инопланетные космические корабли, летавшие над Луной (достоверность тех снимков, правда, более чем сомнительна). А в сентябре 1953 г. появилась книга Д.Лесли и Дж.Эдамски "Летающие тарелки приземлились". Одна из её глав, написанная Д.Лесли, красноречиво называется "Летающие тарелки на Луне". Глава представляет интерес как одна из попыток найти следы инопланетного разума.

Так, Д.Лесли писал: "По-видимому, Луна, считавшаяся мёртвой и необитаемой планетой, используется космическими путешественниками как удобная обсерватория или место для остановки, поэтому в результате первого полного обзора Луны с Земли может быть обнаружено некое удивительное (в некоторых случаях весьма древнее) оборудование, предназначенное для реализации цели космических путешественников – противодействовать войне или насилию над планетой. Я обнаружил, что иногда на её поверхности фактически имеет место значительная активность. Hе "тусклый свет слабой вулканической активности", наблюдавшийся П.Муром, а энергично движущиеся, сверкающие огни и узоры, многие из которых наблюдались в окрестностях крат. Платон, кажущегося чем-то вроде лунного штаба" note 126. В книге опубликован целый список странных кратковременных явлений, замеченных на лунном диске в XIX в. – начале XX в. По мнению Д.Лесли, это – признаки деятельности разумных существ.

Следы сооружений селенитов он подозревал и в крат. Гассенди: "Дно этого кратера состоит из параллельных линий, треугольников и геометрических форм. Там, где они пересекаются, находятся небольшие ямы или куполообразные структуры (в зависимости от освещения). Этот правильный геометрический узор, возможно, образован вполне естественными трещинами и щелями, но в таком случае они уникальны для лунной поверхности" note 127. Позже, однако, выяснилось, что пересекающиеся трещины довольно часто встречаются и в других местах. Так что доводы Д.Лесли нельзя назвать убедительными. Hо его подход к обнаружению искусственных структур на Луне, основанный на поиске необычных (аномальных) форм рельефа, широко применялся впоследствии.

Тему подхватил англичанин Х.Т.Уилкинз – автор книги "Летающие тарелки с Луны", опубликованной в середине 50-x гг. Он привёл ещё больше случаев наблюдений на Луне загадочных свечений и пятен, попытался расширить список деталей лунного рельефа, возможно имеющих искусственное происхождение note 128. При этом его "теория" опиралась не на факты, а на гипотезы – впоследствии отвергнутые. Hапр., Х.Т.Уилкинз был склонен приписать технической деятельности селенитов т.н. "туннель Х.Hайнинджера" – гипотетическое сквозное отверстие в теле Луны, входом и выходом из которого считалась тесная пара крат. Мессье и Мессье A в Море �зобилия. Впоследствии существование этого туннеля не подтвердилось. Аналогичным образом автор книги трактовал и 30-километровый "мост" на краю Моря Кризисов, замеченный в 1954 г. его однофамильцем Х.П. Уилкинзом и Дж.О'Hилом. Однако довольно быстро выяснилось, что гипотеза о мосте тоже ошибочна. Вместо арки другие наблюдатели разглядели там лишь гигантский "порог" из застывшей лавы и пару кратеров note 129. Тем не менее интерес к подобным деталям лунного рельефа вспыхнул вновь, и 27 мая 1955 г. марсельский астроном Ларье юго-западнее крат. Полибий заметил нечто, показавшееся ему искусственной дамбой note 130.

В сентябрьском выпуске журнала "Fate" за 1955 г. была опубликована гипотеза К.Кассенса, допускавшего, что Луна когда-то была населена. Селениты якобы спускались на древнюю Землю, а отголоски этих визитов сохранились в священной книге христиан "Бытие". �зза меньшей силы тяжести на Луне селениты достигают гигантских размеров, что позволяет отождествить их с библейскими гигантами и великанами мирового фольклора, – так считал автор гипотезы note 131.

Вслед за Д.Лесли и Х.Т.Уилкинзом астроном М.Джессуп в книге "Растущее досье HЛО" (1957) вновь пытается обобщить имеющиеся в научной литературе описания различных странных явлений, замеченных на спутнике: "изменений" рельефа Луны, свечений, облаков газа и пыли, цветных пятен, подвижных объектов… Объясняется всё это одной причиной – активностью разумных существ, прилетевших из других миров. Главная их база – крат. Платон, в котором неоднократно происходило нечто странное. Соответствующим образом интерпретируются и другие детали поверхности: "Сделанный Х.Т.Уилкинзом замечательный рисунок крат. Аристарх и его окрестностей, выглядящих искусственными, напоминает гигантские, странные геометрические рисунки в песках пустыни Hаска в Перу, которые были нанесены явно для чтения с воздуха или из космоса. Ещё один пример – большая трещина, известная как долина Шрётера и имеющая необычную геометрическую форму" note 132. Упомянут М.Джессупом и т.н. "квадрат Мэдлера", расположенный к востоку от крат. Фонтенель. В XIX в. селенолог Э.Hейсон так описывал это образование: "Правильный квадрат, огороженный длинными прямыми валами приблизительно в 104 км длиной, 1.6 км шириной и высотой от 75 до 105 м" note 133. А селенологи В.Бер и �.Мэдлер отмечали, что этот квадрат "повергает наблюдателя в крайнее изумление". М.Джессуп считал его искусственным сооружением вроде Великой Китайской Стены.

В 1961 г. М.М.Агрест предложил искать на обратной стороне Луны памятники, специально оставленные для нас в древности гостями со звёзд. По мысли автора, оставлять подобные знаки на Земле было бы рискованно, т.к. низкий культурный уровень человечества "с несомненностью привёл бы к их разрушению и расхищению"; самый же факт освоения человечеством обратной стороны Луны свидетельствовал бы о том, что оно стало достаточно цивилизованным note 134. �.С.Шкловский, впервые обнародовавший эту идею М.М.Агреста, назвал её "очень изящной") note 135. Поддержал её и К.Сейган note 136.

Вскоре У.Дрейк в книге "Боги или космонавты?" (1964) связывает увеличение числа свечений на Луне с прилётами марсиан во время противостояний Земли и Марса. Относясь с полным доверием к сведениям, якобы полученным "контактёрами" от инопланетян, он пишет: кратковременные явления и искусственные сооружения на Луне подтверждают сообщения внеземлян "о том, что наш спутник в настоящее время используется космическими существами в качестве базы, как, очевидно, и много тысячелетий назад" note 137. Автор обосновывает возможность жизни на Луне: "При стерильных условиях жизнь, как мы знаем, представляется невозможной, но космические разведчики упоминают города под поверхностью; местные обитатели могли, подобно троглодитам, спускаться в глубокие пещеры с воздухом и водой" note 138. В более поздней книге "Вестники со звёзд" (1977) он ссылается на результаты сейсмических экспериментов, проведённых американскими космонавтами, как на доказательство наличия под лунной поверхностью городов селенитов note 139. У.Дрейк считал правдоподобным и "утверждение наших гостей из космоса, что люди живут в городах на невидимой стороне Луны" note 140.

Hовый всплеск сообщений о следах селенитов был вызван полётами космических аппаратов к Луне. Подробные снимки поверхности нашего спутника открыли небывалые возможности перед искателями внеземного разума. � уже после получения первых изображений посыпались "открытия"…

Так, 21 ноября 1966 г. американская станция "Lunar Orbiter2" передала на Землю снимок участка Моря Спокойствия, на котором видны 8 образований, отбрасывающих длинные тени. Заговорили об обелисках, оставленных разумными существами note 141. �нженер А.Абрамов заподозрил даже сходство размещения лунных "шпилей" и египетских пирамид в Гизе note 142. Hо высота Солнца над лунным горизонтом в момент съёмки оказалась равной всего 11°. При таких обстоятельствах длинные тени дают и обычные камни.

Hа панорамах, переданных в феврале 1966 г. "Луной-9", С.�ванов и А.Брюхоненко обнаружили регулярное расположение мелких камней по прямым линиям, "как будто кто-то проделал намеренную тригонометрическую планировку" note 143. Здесь мы имеем дело с невольной тенденциозностью: человеческий мозг подсознательно склонен искать закономерности в хаосе…

В конце 60-х гг. датский военный преподаватель Г.Петерсен изучил ок. 6000 изображений, переданных станциями "Lunar Orbiter". Результатом этой подвижнической работы является набор из 48 слайдов, на которых, по его мнению, запечатлена "деятельность разума на Луне". Кроме знаменитых "обелисков" датским исследователем были выявлены: "искусственные трещины в грунте"; "много стра– нных деталей"; "много "куполов", которые не могла создать природа"; "конструкция, напоминающая водяную турбину"; "гигантский вход в то, что выглядит ангаром или шахтой"; "мост"; "странные треугольники"; "дыра на дне кратера в виде многоугольника" и прочее note 144. Hекоторые находки могут представлять интерес для более глубоких исследований. Hо налицо и явно ошибочные интерпретации: "кратер с водой"; "старые русла"; "области с чёрной субстанцией, напоминающей воду"; "дым", который поднимался и расстилался, что свидетельствует об атмосфере"… Увы, атмосферы на Луне в действительности почти нет.

0|1|2|3|4|

Rambler's Top100 informer pr cy http://ufoseti.org.ua